Как пережить беду

НАДЕЖДА ЮРГИНА

руководитель международного тренингового центра «академия эффективных решений»

главная страница :: академия эффективных решений

Архив

>>

Психология горя

>>

Как пережить беду

Понятие «нормального горя».

Этапы естественного течения горя («работа горя») характерны для любой фазы психологического стресса, хотя разумеется, их продолжительность сильно варьируется в зависимости от тяжести травмы, а также в зависимости от других факторов.

Общие симптомы горя.

Соматические нарушения
Психологическая сфера
Специфические нарушения дыхания (прерывистое, особенно при вдохе), физическое переутомление, утрата аппетита, нарушения сна (кошмары, бессонница), возможна симптоматика болезни, от которой умер близкий.
Чувство вины, погруженность в образ умершего. Ощущение опустошенности, блеклости, серости мира,
раздражительность. Идеализация умершего. Чувство брошенности, вызывающее злость. Конфликт этой злости с идеализацией.
К другим общим симптомам горя относят специфические нарушения смысловой сферы. Обнаруживается - на что не посмотри, все было связано с умершим. Нарушаются работоспособность, внимание, память, что усиливает и подчеркивает ощущение собственность малоценности.

Фазы горя

1. Шок и оцепенение

Длится от нескольких секунд, до нескольких недель. В среднем — девять дней.
Человек не страдает, у него снижается чувствительность к боли, даже «проходят» беспокоившие заболевания.
Утрата аппетита, мышечная слабость, малоподвижность (иногда сменяющаяся суетлив остью) В сознании - ощущение нереальности происходящего, душевное онемение, бесчувственность, оглушенность Нередко после наблюдаются пробелы в воспоминаниях об этом периоде. Шок оставляет человека в том времени, где был еще жив. Настоящее сопровождается дереализационными и деперсонализацион-ными ощущениями. Несмотря на внешнее благополучие, человек находится в крайне тяжелым состоянии. И его спокойствие может в любой момент сменится острым реактивным состоянием.
Помощь близких:
Бесполезно разговаривать и утешать. Надо просто ходить «хвостиком».
Если это ребенок, то лучше не пускать его в школу.
Частый тактильный контакт.
Надо вызвать сильные чувства, чтобы вывести человека из шока. Стоит даже его разозлить.

2. Фаза. Страдания — дезорганизации.

Длится в среднем 40 дней
Это самый тяжелый период
Фаза эта - критическая относительно дальнейшего переживания человека, а порой она приобретает значение для всего жизненного пути.
Реальность как бы покрыта прозрачной кисеей, сквозь которую
пробиваются ощущения присутствия умершего.
Сохраняются и первое время усиливаются телесные реакции -
затрудненное укороченное дыхание, мышечная слабость, астенияf утрата энергии, ком в горле, чувство пустоты в желудке, стеснение в груди, повышенная чувствительность к запахам, снижение или чрезвычайное усиление аппетита, сексуальные дисфункции, нарушения сна .
Период наибольших страданий, острой душевной боли. Это ощущения пустоты и бессмысленности, отчаяние, чувство брошенности, одиночества, страх, вина, тревога, беспомощность. Поглощенность образом умершего. Меняются отношения с окружающими - утрата теплоты, раздражительность, желание уединиться. Изменяется повседневная деятельность.
Порой возникает бессознательное отождествление с умершим,
проявляющееся в невольной подражании мимике, жестам,
походке.
РАБОТА ПО ПЕРЕЖИВАНИЮ ГОРЯ СТАНОВИТСЯ ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.
Основным переживанием является чувство вины.
Ребенок в такой ситуации ощущает
подавленность, страх.
Характерны нарушения памяти на текущие события
Если человек не справится с горем, то навсегда останется в этой фазе горя (патологическое горе), либо из него сформируется Жертва.
Внешне в этой фазе человек меняется - исчезает амимичность, лицо принимает выражение страдания. Человек горбится, волосы тускнеют. Возникают проблемы со здоровьем. В любой момент человек может заплакать.

Помощь близких:
1. Дать человеку побыть одному, если он этого хочет.
2. Всегда быть в его распоряжении, выслушать и поддержать.
3. Относиться к нему мягко, все прощая.
4. Дать возможность выплакаться, не мешая «утешением».
5. В конце фазы потихоньку приобщать человека к общественно-полезной деятельности.
6. Формирование чувства реальной вины. Демонстрировать. Что относятся к нему, как к обыкновенному человеку

3. Фаза остаточных толчков и реорганизация.

Наступает дней через сорок и продолжается около года.
Жизнь входит в свою колею, восстанавливается сон, аппетит, повседневная деятельность. Переживание горя выступает в виде отдельных приступов, которые на фоне нормального существования воспринимаются острее, чем раньше. Утрата постепенно входит в жизнь. Появляются воспоминания, свободные от боли, чувства вины, обиды. Человек получает возможность отвлечься от прошлого, обращается к будущему - начинает планировать свою жизнь без умершего.

Помощь близких:

Помочь обращению к будущему, построению новых жизненных планов.

4.Фаза завершения

Человеку приходится преодолевать некоторые культурные барьеры, затрудняющие завершение «работы горя». Например, представление о том, что длительность скорби является мерой нашей любви к умершему.
Образ умершего занимает постоянное место в нашей жизни. Человек, вспоминая умершего, переживает не горе, а печаль, которая останется навсегда.

Помощь ребенку в преодолении горя.

Стоит наблюдать за поведением ребенка, потерявшего близкого. В первые недели может проявляться тенденция к изоляции, агрессивность, гнев, нервозность, замкнутость, невнимательность. Надо с терпением относится к нему, не заставлять ребенка делать что-либо против его воли.

Выслушивать ребенка, не забывать про тактильный контакт.
Привлечь лучших друзей ребенка.
Быть готовым к любым вопросам ребенка, и быть с ним честным.
Доказать ребенку, что плакать не стыдно.
Никогда не стоит говорить ребенку : «Ты же так не думаешь, не правда ли?», особенно относительно детских страхов или чув ства вины.
Быть в контакте с родителями.
Быть особенно внимательными в «трудные» дни (праздники, например).
Средняя школа.
1. Рекомендуется провести в классе дискуссию на тему смерти.
2. Ребенок должен иметь возможность побыть один.
3. Среди товарищей должен быть «помощник», который опекал бы его.
4. Проявить терпение к забывчивости такого ребенка
5. Не забывать о родителях. Им тоже тяжело.
6. Умственно подросток дезорганизован. Стоит предложить ему представить себе, что он не на уроке, а занимается любимым видом спорта. Это помогает ребенку работать не отставая от класса.


Патологическое горе.
Нормальная «работа горя» может стать патологическим процессом, если человек «застревает» на одной фазе (как правило, на второй) . Все симптомы второй фазы усиливаются и подчеркиваются. И у человека развивается тяжелейший синдром посттравматических стрессовых нарушений в полном объеме.

Причины возникновения патологического горя:

1 . Конфликты или ссоры с близким человеком перед его смертью
2. Невыполненные обещания
3. Определенные обстоятельства смерти близкого.
4. «Непохорненные мертвецы» (не присутствовал на похоронах, не модет поверить в смерть)

ВСЕГДА И ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ НАДО СООБЩАТЬ О СМЕРТИ БЛИЗКОГО.
ВСЕГДА, ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА, РЕКОМЕНДУЕТСЯ БРАТЬ ДЕТЕЙ НА ПОХОРОНЫ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА
.

(Н. Юргина по материалам книг:

Е. Черепанова «Психологический стресс. Помоги себе и ребенку», Москва, 1997г;

Шелдон и Шейла Левис «Ребенок и стресс». С-П, 1997).


Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
© Надежда Юргина 2001 - 2019