Романс о финансах

НАДЕЖДА ЮРГИНА

руководитель международного тренингового центра «академия эффективных решений»

главная страница :: академия эффективных решений

Архив

>>

Деньги, карьера, бизнес

>>

Романс о финансах


Когда просить?

     Если вас похвалил начальник, значит, самое время идти за повышением. Это время психологи считают самым благоприятным. Еще самым удачным для повышения считается тот момент, когда фирма сделала какой-то прорыв или заключила выгодную сделку. Как правило, компании получают наибольшую прибыль в ноябре-декабре и феврале-марте.
     Не нужно ничего просить в день зарплаты. Руководство подсчитывает убытки, и любой намек на финансы воспринимается болезненно. Лучше всего выбрать время где-то через неделю после или за неделю до зарплаты.
     — Прежде чем просить повышения, изучите рынок, узнайте, сколько получают на вашей должности в других компаниях, — говорит психолог Надежда Юргина. — Если вы видите, что разница огромна, то подумайте, чем это может быть вызвано. Причин, возможно, несколько: вы переоцениваете свою роль в компании, вы еще новичок или в вашей компании финансовый кризис. Если ни одна из причин в вашем случае не работает, смело идите к шефу.
     Специалисты утверждают, что для обсуждения ваших перспектив очень подходит и расслабляющая атмосфера корпоративной вечеринки. Неплохое время для просьбы о повышении — после учебы на курсах повышения квалификации. И, наконец, если вы нашли другое место с лучшими условиями — это хороший повод для того, чтобы вас наконец оценили на прежнем месте.

Как просить?

     Если у вас есть “промежуточные боссы” — начальники среднего звена, которые не решают “зарплатные” вопросы, но напрямую общаются с руководителем фирмы, поставьте их в известность о том, что хотите прибавки, и посмотрите на реакцию. Во-первых, это поможет вам реально оценить свои шансы, а во-вторых, “серые кардиналы” могут заранее довести ваши просьбы до начальника. И воздержитесь от шантажа (“там-то мне предлагают больше денег”), если у вас нет предложений в другой фирме, — можете остаться у разбитого корыта.
     Прежде чем идти за повышением, вспомните свои недавние достижения или хотя бы то полезное, что вы сделали для фирмы. Но при разговоре с шефом никогда не нужно ссылаться на других сотрудников: Иванову, дескать, вы повысили, а мне нет. Это раздражает начальство и выставляет вас в невыгодном свете.
     Выкладывайте свои аргументы открыто и честно — докажите, что повышение будет выгодно не только вам, но и вашей компании: не нужно будет снимать квартиру в Подмосковье, ехать два часа на работу, и так далее.
     — Зарплату увеличивают регулярно тем людям, которые себя уважают, — утверждает Дмитрий Синарев. — Человеку пассивному, безответному не хочется давать денег. При разговоре не надо опускать глаза, заискивать и трусить. Демонстрируйте доброжелательность, уверенность в себе, чтобы ваш шеф видел, что вы знаете себе цену. Если смотреть на шефа затравленными глазами, он подумает: “Ну куда такому зарплату поднимать?”
     Кстати, психологи утверждают, что красивым людям зарплату повышают ненамного чаще, чем тем, чья внешность далека от идеала. Ваш облик может сыграть роль только в том случае, когда начальник воспринимает вас как сексуальный объект. Вовсе не обязательно шеф при этом рассчитывает на что-то. Он может быть верным мужем, просто вы ему напоминаете, к примеру, любимую жену или первую любовь. Замечено, что женщины-боссы, особенно те, у кого личная жизнь не идеальна, чаще благоволят мужчинам-подчиненным. Боссы, в отличие от шефинь четко разделяют профессиональный и личный интересы.

ЦЕНТЫ И ПРОЦЕНТЫ
Спецу из Зимбабве заплатят больше, чем русскому

     Мы расспросили менеджеров крупных компаний о том, как они, со своей стороны, оценивают “просителей” и по какой системе дают прибавку к жалованью.
     Михаил ПЕТУХОВ, управляющий сети ресторанов:
     — Я люблю, когда человек честно признается, что он чего-то не умеет, а не привирает.
     У нас нет выслуги лет, зато есть возможность роста. К примеру, человек приходит сюда официантом, а мы открываем новый ресторан и переводим его туда менеджером, а бывшего менеджера ставим директором.
     Стукачество у нас не поощряется, но если я услышу какой-то слух о ком-то из сотрудников, приму к сведению. В то же время я приму к сведению и того, кто этот слух мне передал, причем со знаком минус.
     Тарифной сетки в нашем холдинге нет, зарплата зависит только от решения начальника. К примеру, мы открываем новый ресторан, и, пока нет прибыли, зарплаты небольшие. Обычно больше всех зарабатывает шеф-повар и иностранные специалисты. Даже если вы занимаете одну должность с иностранцем, будь он хоть из Зимбабве, он получит больше. У нас есть система премий и штрафов. Если ты нагрубил клиенту — плати.
     Главное, чтобы вам повысили зарплату, надо дать нашей фирме то, что не может дать никто другой. Если без вас не обойтись, если вы постоянно предлагаете удачные и приносящие пользу идеи, просите повышения.
     — И на сколько повысите?
     — При переводе на новую должность — на 30—50%. Если давно не повышали — на 30—40%. Ежегодно — на 10—30%
      Елена СУСЛОВА, начальник отдела кадров кондитерской фабрики:
     — Повышение зарплаты на нашей фабрике зависит от штатного расписания для инженерно-технических и руководящих работников, а также для тех рабочих, кто работает повременно, то есть на ставке. Здесь существует коллективный договор, в соответствии с которым увеличение оплаты труда происходит дважды в год. Причем рост зарплаты обычно выше, чем уровень инфляции, — она увеличивается примерно на 15—20%.
     Некоторым категориям сотрудников, которые и без того хорошо получают, зарплату могут повысить лишь на 10 процентов. В целом же увеличение дохода персонала зависит от прибыли и портфеля заказов.
     Еще основанием для повышения зарплаты может служить повышение квалификации того или иного сотрудника, рабочий стаж, переход на новую должность и те случаи, когда значительного повышения давно не было. Очень редко это могут быть и семейные обстоятельства. И, наконец, если мы переманиваем человека из конкурирующей фирмы, его зарплата будет выше, чем обычно.
      Дмитрий ПРОХОРЕНКО, директор по персоналу в компании мобильных телекоммуникаций:
     — Основной критерий для увеличения заработка — объем продаж в нашей компании. В любом случае каждые полгода-год мы индексируем зарплаты на 10—15%. Существует определенный план работ, если он выполняется, зарплаты поднимаются чуть больше, чем обычно. Другие моменты тоже учитываются. Семейному зарплату положат больше, чем холостому. Мы сами оплачиваем проезд, обеды и мобильную связь сотрудников. Мы регулярно проводим мониторинг зарплат среди специалистов подобного профиля. Стараемся, чтобы у нас зарплата была выше, чем в среднем по городу. Нам важно, чтобы к нам шли люди и работали у нас долго.
    
      Как менялась зарплата Президента России
     В 1997 году президентский оклад составлял 10 млн. рублей. И с тех пор менялся по меньшей мере четыре раза.
     1999 год — оклады чиновников, в том числе президента, увеличились в 1,5 раза.
     2000 год — по указу президента все госслужащие стали получать еще на 20% больше.
     В 2002 году своим указом глава государства увеличил денежное вознаграждение премьера и президента. С этих пор месячный доход последнего стал составлять 63 тыс. рублей.
     2004 год — был подписан указ президента о совершенствовании оплаты труда госслужащих. Согласно этому документу сейчас зарплата ВВП составляет 146 тыс. 853 рубля.

В ПЛЕНУ У МАГНИТНОЙ КАРТОЧКИ
Как работается в иностранных фирмах

      Попасть на работу в отделение иностранной фирмы — казалось бы, мечта. Пока мы изобретали велосипед, у них все уже было продумано. Однако поговорку “что русскому хорошо — то немцу смерть” пока еще никто не зачеркивал...
    
     Американцы: хочешь повышения — стучи
     Светлана, бывший менеджер американского фаст-фуда:
     — Устроиться на работу в этот ресторан быстрого питания когда-то считалось огромной удачей. Потенциальных работников выбирали из нескольких тысяч претендентов. Даже на самую низкую должность принимали в основном взрослых людей, имеющих высшее образование. Нам расписывали в красках достоинства работы: высокая зарплата, гибкий график, дружный коллектив. Но приняли только тех, кто написал в анкете “согласен на любой график”, кто желал “гибкий” — оказались за бортом.
     Началось все с того, что каждому сотруднику, как в колонии строгого режима, присвоили свой номер. Например, Лена-317. На работу мы ходили даже с высокой температурой. Взял больничный — лишился премии. За опоздания взимался жесткий штраф, время прихода на работу и ухода фиксировалось при помощи электронной карты. В ресторане царила политика “непрерывного движения”: из членов бригады часами подряд, с мизерными перерывами, выжимали последние соки. Когда я стояла на тостере, не было времени почесать нос.
     Нам твердили: “Вы все — большая семья”. Но в то же время заставляли стучать друг на друга. Каждый из сотрудников должен был “наблюдать” за тем, чтобы сосед ни секунды не стоял без дела, если не было посетителей, — наводил чистоту, тер, мыл, подметал. Уронил напарник замороженное мясо на пол, поднял его и сунул в гриль — донеси начальству! Положил льда в бокал ниже нормы — донеси! В личном деле за каждый донос ставили плюсик. Того, кого заложил “передовик”, — опять-таки нещадно штрафовали. Поразило и то, что возникновение дружеских отношений внутри коллектива строго пресекалось. При этом рабочих профсоюзов в организации не существовало, и пожаловаться было некому. Вскоре мне стало ясно, что значит фраза “в компании существует возможность быстрого карьерного роста”. Наверх всплывали только стукачи...
    
      Немцы: фокус с группой
     Юрий, редактор одного из журналов немецкого издательского дома:
     — Немцы навязывали свой стиль работы, но жизнь брала свое, поэтому оба стиля смешивались.
     Поскольку начальство само не могло прочитать то, что пишет редакция, оно оценивало нашу работу при помощи “фокус-группы” — случайно выбранных читателей, которых запирали в особой комнате, и они оценивали каждую статью и фотографию в баллах. Фокус-группы проходили каждую неделю, и немцы денег на их организацию не жалели. Когда подходил к концу мой испытательный трехмесячный срок, я решил спровоцировать нужный для меня результат фокус-группы. В тот номер, который должна была оценивать фокус-группа из шести молодых людей до 25 лет, я поставил особенно откровенное фото, притом что общий уровень “моего” номера не отличался от других. Еще я накупил пирожков и сока для испытателей вместо обычной газировки. Результат — вместо среднего балла 3,5—4 номер получил 4,5—5 баллов. Немцы меня поздравили с “успехом” и оставили на должности.
     Был и другой показатель работы — это реальный тираж. Падает тираж — в лучшем случае лишают премии и регулярных прибавок к жалованью.
     Немцы придумали, как удержать сотрудников на рабочих местах в течение дня. На входе нам выдавали магнитные ключики. Компьютер отмечал время прихода и ухода с работы. Некоторые научились дурить этот компьютер. Так как он отмечает только время первого прихода и последнего ухода, можно было забежать на работу с утра на десять минут и поздно вечером. А остальное время спокойно проводить дома или на пляже. Только охранники могли видеть жульничество, но они не стучали.
    
      Японцы: женщинам карьеры не сделать
     Гаяр, сотрудник московского филиала японской автомобильной компании:
     — В нашей фирме нет системы штрафов, однако любая провинность тут же берется “на карандаш” и учитывается при повышении зарплаты. А если вы будете засиживаться на работе допоздна, вас не поймут, решат, что вы просто не справляетесь с работой.
     Повышения в должности вам придется ждать очень долго, потому что японские компании рассчитывают на то, что человек будет работать у них всю жизнь. Женщине сделать карьеру в японской фирме и вовсе нереально. Зарплату прибавляют раз в год на пять процентов. И если русские воспринимают такую прибавку как издевку, то для японца любое повышение приятно. Поэтому при приеме на работу надо называть сумму на 20 процентов больше, чем та, которая тебя устраивает.
    
      Зарплата в Москве представителей самых популярных профессий 2005 года:
     главный бухгалтер — $2500—7000
     юрист — $1200—5000
     менеджер по продажам — $1160—4500
     менеджер по рекламе — $900—4250
     бухгалтер — $1180—4000
     PR-менеджер — $950—3000
     программист — $1150—3250
     (по данным компании Headhunter.ru)

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
© Надежда Юргина 2001 - 2019