Ребенок и чужие взрослые: вежливость и осторожность. Н. Юргина

НАДЕЖДА ЮРГИНА

руководитель международного тренингового центра «академия эффективных решений»

главная страница :: академия эффективных решений

Архив

>>

Детская психология

>>

Ребенок и чужие взрослые: вежливость и осторожность. Н. Юргина

Наверное, невозможно дать универсальный однозначный совет родителям относительно вопроса поведения ребенка в ситуации, когда к нему обращается незнакомый человек. В каждой семье подобные правила поведения устанавливаются в зависимости от открытости семьи, места проживания, состава семьи и социально-культурных аспектов формирования семьи. То, что для одних родителей является приемлемым и вполне применимым, для других может показаться невежливым или слишком навязчивым.
Готовя детей к общению с миром незнакомых людей, мы должны в первую очередь стремиться учесть следующие моменты: обеспечение личной безопасности ребенка, развитие гармоничного умиротворенного внутреннего мира ребенка и способность ребенка адекватно – в меру доверчиво, в меру осторожно, реагировать на внешний мир.
В то неспокойное время, в которое довелось жить нам и нашим детям, личная безопасность ребенка как никогда выступает на первый план. Разгул терроризма, повышение показателей нервно-психических заболеваний, всплеск наркомании, заставляют родителей категорически настраивать малышей против любых разговоров с незнакомцами на улице – будь то милая скучающая старушка на лавочке, или улыбающийся своим мыслям случайный прохожий. Такая позиция родителей понятна и трудно оспорима. Но в случае, когда в семье главенствующей является установка враждебности ко всему незнакомому, необходимо обратить внимание на какую почву эта установка ложится.

Если ваш ребенок склонен к слезам, страхам, плохо спит по ночам, часто тревожится – скорее всего, его личность развивается по тревожно-мнительному типу, и позиция «вокруг опасность» скорее усугубит картину тревожного поведения малыша, усилит страхи, у ребенка могут возникнуть ночные кошмары и навязчивые идеи, не исключена возможность проявления невротических реакций. Такому ребенку лучше в чем-то скрасить черные краски действительности. Беспристрастно, как можно спокойнее, не заостряясь на пугающих моментах, объяснить, что с незнакомыми людьми ни в коем случае нельзя никуда уходить, говорить им свой адрес и телефон (если конечно, ребенок не потерялся). Но наряду с этой информацией ребенку стоит обязательно рассказать, что в мире есть много хороших и добрых людей, приведя в пример близких и друзей родителей, которых ребенок любит и чувствует себя с ними в безопасности. Чтобы тревожный малыш не беспокоился по поводу самой возможности возникновения такой ситуации, проиграйте с ним при помощи мягких игрушек в подобные внезапные встречи, придумайте вместе с ребенком вежливые  универсальные фразы, которые ребенок может сказать, если к нему обращаются на улице. Если ребенок стесняется играть, можно устроить театрализованное представление в масках – защищенный маской, ваш ребенок может проявить себя с совершенно неожиданной стороны, найти смелые нестандартные способы поведения. Пусть эти игры будут разными, затрагивают всевозможные варианты развития событий. В стенах собственного дома или во дворе с близкими родными людьми, ребенок сможет более спокойно и трезво оценить ситуацию, и придумать пути выхода из нее. Вы же должны просто направлять ребенка – поощрять его удачные «ответы» и «действия» и пояснять, чем в этих ситуациях нехороши другие его решения, предложив вместе придумать другие варианты поведения. Таким образом, у ребенка закрепятся необходимые навыки поведения в условиях общения с незнакомым человеком на улице, и, попав в подобное положение, тревожно-мнительный ребенок не будет теряться, тем самым, возможно, подвергая себя опасности, а «на автомате» отреагирует, в соответствии с закрепленным в играх стереотипом поведения. 

Если в вашей семье растет гиперактивный ребенок, то есть подвижный, не способный долго усидеть на одном месте, занимаясь одним занятием,  то, напротив, с ним необходимо проводить беседы построже, учитывая, что в силу своей поверхностной активности, он может сразу же забыть, о чем вы говорили. Это тот вариант, когда повторение не превращается в занудное нравоучение, а является необходимым в воспитательном процессе. От гиперактивных детей можно ожидать всего – подталкиваемые импульсом, они могут бездумно, бесстрашно и с большой радостью пойти «смотреть котят», могут, напротив, встретить совершенно безобидного человека неожиданными бестактными выпадами и оскорблениями. Такому ребенку необходимо устроить настоящий разносторонний курс по воспитанию осторожности, усидчивости, произвольного поведения и хороших манер. Таким детям очень полезно позаниматься в группе с психологом,  где с помощью специально подобранных игр и упражнений вашему ребенку помогут развить умение в нужный момент подчиняться необходимым правилам, концентрировать свое внимание, быть более осмотрительным и прислушиваться к сказанному другими людьми. Чтобы ваш ребенок научился быть вежливым, старайтесь чаще водить его в места, где ребенок вынужден в силу окружающей обстановки вести себя более сдержанно, где ему необходимо здороваться и прощаться, а также наблюдать, как это делают другие взрослые и дети. Это могут быть какие-то большие праздники, встречи, экскурсии в составе группы, в ходе которых так необходимо уметь тихо, вежливо и послушно себя вести по отношению к незнакомым людям. Это могут быть просто походы в гости. Ничто так не способствует развитию навыков межличностных отношений, как разнообразная и регулярная практика.

Учитывая, что ребенок, обладающий таким характером, все равно заберется туда, куда ему нежелательно, лучше ограничить территорию, на которой ему можно играть чуть больше, чем вы на самом деле собирались это сделать. И конечно, за этими детьми  необходим более внимательный  присмотр. Учитывая, что поведение гиперактивного ребенка очень вариативно, обратите внимание, в каких ситуациях он более вежлив и уважителен к окружающим, в том числе и к незнакомым, сконцентрирован и осмотрителен, а в каких мчится сломя голову, не видя опасности и не отслеживая свои действия. Проанализировав  эти поведенческие тенденции, вы сможете лучше спланировать коррекцию этического развития вашего ребенка.

Но к какому бы типу личности не принадлежал ваш ребенок, вам необходимо четко определить, какое поведение и какие вопросы окружающих вы считаете допустимыми в отношении вашего ребенка, а какие воспринимаются вами как, по меньшей мере, сомнительные. Так, например, на нейтральные вопросы и реплики («Какая у тебя машинка», «Как зовут твоего зайку?», вопросы, касающиеся информации о близлежащей территории, например, «Как пройти к аптеке?»  и подобные этим) можно обучить ребенка давать вежливые, достаточно короткие и емкие ответы. Любые же расспросы по поводу семьи, работы родителей и другие «личные» вопросы, предложения пройти куда-либо, обещания подарков должны служить для ребенка сигналом к немедленному прекращению разговора. Ребенка необходимо натренировать на определенные универсальные фразы завершения разговора: «Извините, меня мама ждет», «До свидания, мне пора домой». Если же подозрительный взрослый будет настаивать на продолжении общения, ребенок имеет право безо всякой вежливости развернуться и убежать. 

Что касается непосредственно культуры речи вашего малыша, то, как он отвечает на приветствия, на безобидные нейтральные вопросы, насколько он доброжелателен, улыбчив, во многом зависит от вашего собственного поведения. В дошкольном возрасте ребенок еще не вполне способен разобраться, для чего именно он должен быть вежлив с окружающими. Он еще не обладает сформировавшимися морально-нравственными установками. Мотивы, движущие его поведением – это в первую очередь одобрение со стороны взрослых, а также – подражание взрослым, то есть вам, желание во всем походить на вас. Именно вы первыми начинаете формировать идеал ребенка. Если мы требуем от малыша вежливости в то время, как сами не всегда следим за красотой своей речи, и сопровождающей нашу речь мимикой, нашему ребенку невозможно провести грань между плохим и хорошим. Очень трудно в таком возрасте определить  – вот сейчас моя мама разговаривает культурно и ведет себя прилично, а сейчас мне ее лучше не копировать. Вы – самые важные, самые великие люди для своих деток, а значит, все что выделаете, то, как вы это делаете – единственно правильный и достойный повторения способ поведения.

Нередко родители испытывают неловкость за своих детей, которые, по их мнению, неправильно себя ведут с незнакомыми людьми, либо очень грубо, либо излишне растеряно. Взрослые должны принять, что ошибки ребенка – это нормальное явление, это и есть накопление опыта, прощупывание жизни, и в этом нет вины ребенка. Равно, как и нет в этом ничего страшного для вас. Улыбнитесь, извинитесь, переведите в шутку и забудьте об этой истории. Не стоит злиться на малыша и пытаться оправдаться перед незнакомцем за плохое поведение ребенка. Не надо приниматься тут же при всех ругать ребенка, объясняя, что он не прав и заставляя извиняться. Малыш не поймет, что он не прав, единственное, что он в этот момент поймет, что чем-то огорчил родителей, и они, возможно, его больше не любят. Незнакомец исчезнет из вашей жизни, через несколько минут забыв о происшествии, а для ребенка такая история прилюдного воспитания может оказаться травмирующей. Дети, в основном, – ранимые и сверхэмоциональные существа и как никто требуют к себе внимания и чуткого отношения.

В какой бы истории не оказался ваш малыш, ребенок должен чувствовать вашу поддержку в любой ситуации, испытывать доверие к вам, знать, что он может рассказать вам о любом происшествии, случившимся с ним на улице во время вашего отсутствия, или поговорить о том, что произошло, когда вы были вместе, не боясь быть отруганным или осмеянным. Внимательно выслушав ребенка, вы не должны давать ему оценок – «ах ты, растяпа», «какой ты несообразительный», просто указанными выше игровыми способами постарайтесь помочь малышу переиграть эту ситуацию, ориентируясь на более продуктивный сценарий развития событий, чтобы в основе его модели поведения прописался отработанный с вами, одобренный вами, эффективный и безопасный способ действия.

Разобраться, кто из окружающих несет угрозу для наших детей, а кто – всего лишь доброжелательный общительный прохожий, сложно не только малышам, но и нам, взрослым. Следовательно, нам необходимо заботиться не только о том, чтобы наш малыш всегда выглядел воспитанным и культурным в глазах окружающих, но и о том, чтобы место для игр, прогулок и общения было наиболее безопасным. Старайтесь по возможности не оставлять ребенка без присмотра, не отпускайте малышей гулять вблизи подозрительных пустырей, гаражей. Выбирайте многолюдные и открытые места для игр. Пусть ваши дети свободно и безбоязненно играют  друг с другом, громко хохоча и не чувствуя никаких стеснений. Пусть приносят своим приподнятым задорным настроением радость вам  и вашим близким,  вызывая искренние добрые улыбки взглянувших на них среди суеты и трудностей случайных прохожих.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
© Надежда Юргина 2001 - 2019