15 марта мировое сообщество отмечает Всемирный день сна. Сон — это естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир. Мы проводим во сне около трети нашей жизни.
Ранее мы уже рассказывали о том, что когда мы видим сны, наш , а недосыпание приводит к и . Предлагаем взглянуть на новые исследования процесса сна, опубликованные в ведущих научных журналах и .
И в науке, и в искусстве хорошо известно, что : например, Менделеев сформулировал принцип построения своей знаменитой таблицы именно во сне. Эта гипотеза получила за последние годы обширное эмпирическое подтверждение. Так, в недавнем совместном исследовании голландских и американских ученых была поставлена задача изучить, можно ли активно повышать этот позитивный эффект сна на креативность при помощи неосознаваемой реактивации творческой задачи во время сна. Эффективность решения творческих задач оценивалась у испытуемых, принимавших участие в эксперименте с одним из трех условий: во время сна воздух либо ароматизировался запахом, на который заранее был выработан условный ответ, либо контрольным запахом, который не был ни с чем связан для испытуемого, либо не ароматизировался вообще. В вечер, предшествовавший сну, всем участникам предлагали решить задачу, требовавшую творческого мышления. При предъявлении задачи первым двум группам воздух ароматизировался некоторым запахом. В группе последующего сна при обусловленном запахе реактивация задачи во время сна индуцировалась с помощью запаха, который этим испытуемым предъявлялся во время решения задачи. В группе сна при контрольном запахе ночью предъявлялся иной запах, чем при дневном решении задачи. В условии без запаха никаких ароматов не предъявлялось ни при решении задачи, ни во время сна. Результаты показали, что наутро после сна с обусловленным запахом испытуемые оценивались как более креативные, а также могли предложить наиболее креативный подход к решению, чем испытуемые других групп. Следовательно, нам не обязательно пассивно ждать прихода музы во время сна, но мы можем целенаправленно реактивировать условия решения задачи и запустить процессы творческого мышления, тем самым активно усилив эффект сна на творческие способности.
В современном обществе люди часто сталкиваются с тем, что время сна катастрофически уменьшается. Хелен Берджес из Лаборатории изучения биоритмов Университетского медицинского центра в Чикаго изучила, как , которое часто приводит к более позднему времени отхода ко сну и, следовательно, уменьшению длительности сна, влияет на уменьшение фазы сна, непосредственно предшествующей пробуждению. Эта фаза является чрезвычайно важной для хорошего самочувствия и ощущения бодрости. 12 здоровых испытуемых, не страдающих расстройствами сна, участвовали в двух условиях, различавшихся распределением периодов сна перед тем, как их освещало яркое утреннее солнце. Испытуемые из первой группы могли спать до 9 часов без перерыва, участники из второй группы спали 3 часа днем и затем 6 часов ночью. 8 из 12 участников спали в общей сложности в течение одинакового времени, и несмотря на это, у тех, чей сон разбивался на 2 части, фаза перед пробуждением уменьшалась. Полученные результаты предполагают, что дополнительное рассеянное освещение по вечерам, ассоциирующееся с более короткими периодами сна, может значительно уменьшить фазу сна перед утренним пробуждением, тем самым увеличивая риск сбоя циркадианных ритмов.
Как показало еще одно недавнее исследование, . Низкая вариабельность частоты сердечных сокращений свидетельствует о недостаточных ресурсах организма для адаптации к изменяющимся условиям среды и является маркером возможного развития тяжелых сердечно-сосудистых заболеваний и инфарктов. Ученых из Университетского колледжа Лондона интересовало также, насколько связь этих явлений опосредована переживаемыми эмоциональными состояниями. В исследовании приняли участие 199 работающих женщин, средний возраст которых составлял 34 года. Они заполняли опросник на качество сна и фиксировали все положительно и отрицательно окрашенные события в течение рабочего дня и в предшествующий вечер. Нарушения сна были обратно связаны с вариабельностью сердечного ритма в рабочее время, но не во время сна или отдыха, независимо от демографических и поведенческих факторов. Знак эмоций (положительные/отрицательные) никак не влиял на эту связь. Таким образом, согласно результатам исследования, нарушения сна могут уменьшать вариабельность сердечного ритма и, следовательно, повышать вероятность проблем с сердцем в дальнейшем.
Все эти исследования еще раз подтверждают важность здорового, регулярного и достаточного по продолжительности сна на наше самочувствие и здоровье. Однако, сон может быть и опасен для жизни и здоровья. В частности, речь идет о ситуациях сонливости у водителей. Известно, что австралийские дальнобойщики - а на зеленом континенте огромные автопоезда, проходящие расстояния в тысячи километров, являются основным видом грузового транспорта - сталкиваются с серьезной проблемой: как бы не заснуть за рулем.
В новом изучалась эффективность двух наиболее распространенных мер борьбы с сонливостью водителей - открыть окно или включить радио - и их влияние на субъективные и физиологические оценки сонливости в реальных дорожных условиях. В эксперименте участвовало 24 водителя. 16 из них попеременно приоткрывали окно на пару сантиметров и слушали музыку, перемежая их каждые 10 минут в течение всего пути следования по шоссе, который они могли проходить как днем, так и ночью. У них оценивались субъективная сонливость и физиологический критерий сонливости - длительность моргания. Оба показателя значительно снижались, если испытуемые слушали музыку, но этот эффект был намного меньше, чем увеличение сонливости во время ночной езды по сравнению с дневной. Приоткрытое окно никак не уменьшало сонливость. 8 водителей участвовали в контрольных условиях - просто проезжали свой маршрут, не используя каких-либо дополнительных активирующих воздействий. По сравнению с контрольной группой, у экспериментальной выборки не проявилось никаких долгосрочных положительных эффектов от музыки или открытого окна. Поэтому авторы статьи не рекомендуют ограничиваться только этими мерами, а предпринимать что-либо еще для снятия сонливости. У пресловутых австралийских водителей действует программа Coffee Brake – Stay Awake! («Делай перерыв на кофе и бодрствуй!»). Теперь у каждого водителя всегда под рукой карта, на которой указаны все заправочные станции и придорожные закусочные на пути следования автопоезда, где водителя ждет бесплатная чашка кофе.
Кроме того, изучалась у медсестер, которые садились за руль после работы. 27 медсестер, у которых либо был скользящий (дневной вперемежку с ночным) график дежурств, либо постоянные ночные смены, в течение двух недель носили специальный браслет, оценивающий их физиологические признаки активности. Они также вели дневник своего сна и рабочего времени. Всего за это время было зарегистрировано 369 эпизодов вождения машины. Участники оценивали субъективную сонливость в начале и в конце вождения и фиксировали все происшествия на дороге. Оценки уровня сонливости у медсестер со скользящим графиком были выше, чем у тех, кто работа только по ночам. У обоих групп сонливость и количество происшествий были выше после ночной смены, чем после нее. Максимальная длительность моргания (в среднем 8 секунд) до и во время вождения наблюдалась, когда происходило больше всего инцидентов, связанных с засыпанием. Наиболее опасные случаи происходили, когда водитель не спал более 16 часов.
Литература:
Ritter, S. M., Strick, M., Bos, M. W., Van Baaren, R. B., Dijksterhuis, A. (2012), . Journal of Sleep Research, 21: 643–647. doi: 10.1111/j.1365-2869.2012.01006.x Burgess, H. J. (2013), . Journal of Sleep Research, 22: 83–88. doi: 10.1111/j.1365-2869.2012.01042.x Jackowska, M., Dockray, S., Endrighi, R., Hendrickx, H. Steptoe, A. (2012), . Journal of Sleep Research, 21: 434–440. doi: 10.1111/j.1365-2869.2012.00996.x Tatone-Tokuda, F., Dubois, L., Ramsay, T., Girard, M., Touchette, E., Petit, D., Montplaisir, J. Y. (2012), . Journal of Sleep Research, 21: 448–460. doi: 10.1111/j.1365-2869.2011.00989.x Schwarz, J. F. A., Ingre, M., Fors, C., Anund, A., Kecklund, G., Taillard, J., Philip, P.,