Психология кинематографа

Психология кинематографа

Бродя по кинотеатру в четверг вечером, мы долго и отчаянно не могли выбрать фильм для просмотра. Так приелись боевики и фантастика, а на ужасы нет ни желания, ни сил. Один из моих знакомых спросил: "Почему из кинотеатров исчезли драмы?" И действительно, где фильмы о душе, о жизни, о любви и ненависти? Куда все пропало? Неужели драмат...

Бродя по кинотеатру в четверг вечером, мы долго и отчаянно не могли выбрать фильм для просмотра. Так приелись боевики и фантастика, а на ужасы нет ни желания, ни сил. Один из моих знакомых спросил: "Почему из кинотеатров исчезли драмы?"

И действительно, где фильмы о душе, о жизни, о любви и ненависти? Куда все пропало? Неужели драматургия исчезнет с экранов кинотеатров навсегда? Скорее всего, что да. Именно потому, что она, драма, как выясняется, совсем не пользуются спросом, и ее сменило новое поколение красочных компьютерных фильмов.

Давайте посмотрим на происходящее с точки зрения психологии. Для этого предлагаю рассмотреть кинематограф с точки зрения типологии. Компьютеризированное кино создают программисты и специалисты в области компьютерных технологий. Подавляющее большинство из этих создателей обладают логическим складом ума. Это означает, что созданный ими фильм носит не этический, а скорее логический характер. Чем и являются в результате супер-эффекты, и хитрости техники заполняют собой экранное время при полном отсутствии этики отношении на уровне информации. Таким образом, это произведение совместного творчества технарей будет смотреться хорошо, но не затронет человека за живое на чувственном уровне сознания.

Это весьма приемлемо для просмотра, но не более чем один, два раза. Между тем, драма, воплощение чувств, способны оставить у человека отпечаток на эмоциональном уровне сознания. Она не заполнит его мозг эффектами и логическими схемами. Она способна задеть такие струнки души, которые были надежно спрятаны в дальние уголки. Она заставит несколько раз воскрешать и вспоминать те фрагменты фильма, которые всколыхнули сердце зрителя эмоциями и чувствами.

К большому сожалению, современно кино можно отнести по праву к логике. Ведь наше поколение носит неократический характер. 21 век - век высоких технологий и логики. В нем совсем нет места Этике и Интуиции, их время уехало вместе с сентиментальностью и чувственностью века девятнадцатого.

Наш кинематограф, как и другие области человеческой деятельности, вошли в фазу сенсорной логики, которая толкает нас снимать боевики. Логика делает наши фильмы красочными, но ужасными по смыслу и для понимания.

Недавно посмотрел фильм "Трансформеры". Нет слов. После просмотра фильма пришлось приходить в себя целых пол чеса. Если попытаться вспомнить хоть что-нибудь из этого фильма, ничего не получится. О чем был этот фильм? Я долго копался в себе, чтобы понять какое же впечатление осталось у меня. Но, к большому сожалению, нечего не нашел кроме признаков взвинченности, нестабильности и странного неприятного осадка.

После просмотра подобных современных "шедевров" притупляются чувства. Маленькие дети, попадая под влияние такого искусства, воображают себя чем-то, хладнокровно ломая, выкручивая руки и ноги друг другу. Не удивительно, что злоупотребляя просмотрами подобных фильмов, наши дети вырастают холоднокровными и злыми людьми.

Мы стали много думать и совсем позабыли об этике, об отношениях, о чувствах и переживаниях. Но ведь именно этика воспитывает в нас человека, а наш разум, подчиняясь этике, способен работать на благо общества. Но если этику подчинят разуму, то мы получим равнодушие, ненависть и злобу.

Как начинался кинематограф? Он вошел в этот мир вместе с Чарльзом Спенсером Чаплином. Затем его украсил фильм "Кукарача" Ллойда Корригана. Затем в сердца миллионов зрителей ворвался фильм "Унесенные ветром". Наши бабушки и дедушки до сих пор помнят и любят их, рассказывая свои переживания и заинтересовывая нас, другое поколение, посмотреть эти "старые" и такие вечные произведения.

Сегодня производственный конвейер кинематографа работает не ради моральных идей, а исключительно ради красочности и зрелищности, программируя наше общество на восприятие друг друга логической частью нашего существа. Однако, несмотря ни на что, в природе существует баланс. Его можно нарисовать в форме круга. Поэтому, увеличивая логическое восприятие, мы уменьшаем чувственную и творческую часть. Нам следует следить за пропорциями логики и этики, сенсорики и интуиции, определяя их исключительно на благо ближнего и как следствие - себя.

Кинематограф возможно использовать для образовательных и ознакомительных целей существования и развития нашего общества, тем самым способствуя продвижению людей к зрелости.
Пренебрегая балансом, созданным самой природой, наше восприятие нарушается и, как следствие, сказывается на всех сторонах деятельности человека, одним из которых и есть кинематограф