Что такое игра? Схемы игр

Что такое игра? Схемы игр

Человеческие существа являются, кроме всего прочего, повы- шенными в цене медузами, и многие из них - "добровольных" дей- ствий и реакций ничуть не в большей степени результат свобод- ной воли, чем реакции низших животных, от которых они подня- лись. На низших ступенях, таких как колюшки, "игры природы" яв- ...

Человеческие существа являются, кроме всего прочего, повы-
шенными в цене медузами, и многие из них - "добровольных" дей-
ствий и реакций ничуть не в большей степени результат свобод-
ной воли, чем реакции низших животных, от которых они подня-
лись. На низших ступенях, таких как колюшки, "игры природы" яв-
ляются автоматическими ответами, почти полностью определяемыми
генами. По мере того, как мы поднимаемся по ступеням к моржам и
бабуинам, они все более и более усваиваются путем имитации и
опыта. Человеческие психологические и транзактные игры в
большей степени программируются родителями, но это программиро-
вание почти столь же жесткое, как автоматическое программирова-
ние посредством генов у курицы. Человек - самое свободное из
всех животных, но его жизненный сцекнарий и игры, сопровождаю-
щие его, делают его жертвой могущественной шутки, разыгрывае-
мой неотвратимыми силами эволюции. Несмотря на наши стремления
и нашу иллюзию понимания, мы немного лучше поэта, идущего с ус-
тремленным кверху взглядом и протянутыми руками к радуге, и
поскальзывающегося на незамеченной им под ногами банановой кор-
ке или чем-нибудь похуже.
Давайте теперь проанализируем "Игру курицы" и "Игру колюш-
ки". В каждом случае имеется приманка, которая выглядит для иг-
рока как одно, но на самом деле "предназначается" для совсем
другого. Яйца назначаются для выведения цыплят, но курицу обма-
нывает то, что они прохладные и она садится на них. Они ловят
ее на том, что досаждают ей, а этим является горящая грудь. Как
только она охлаждает себя, природа нажимает на включатель, и
расплатой оказывается выводок цыплят. В случае колюшки яйца и
мальки требуют защиты, и его обманным путем заставляют оста-
ваться рядом, но для него они выглядят как сёедобная икра. Его
ловят на потребности момента, которой является голод. Снова
природа нажимает включатель, и как только его рот освобождает-
ся, закуска уплывает, оставляя его разочарованным его расплатой.
В "Игре моржей" слабостью папаши является его территория.
Корова, вместо того, чтобы быть благодарной ему за охрану ран-
чо, занята ясельными заботами. В "Игре бабуинов" слабостью па-
паши является ревность. Самка играет на этом, а потом нажимает
включатель, делая ту самую вещь, которую он старается предот-
вратить.
Уже появляется схема для игр. Имеется приманка, которая об-
ладает внешней привлекательностью, но в действительности служа-
щая другой цели. Приманка ловит на определенной слабости, но
после того, как жертва отвечает, происходит переключение. "Нас-
тоящая причина" обнаруживается и делает сюрприз под занавес.
Для курицы, рыбы и обезьяны шутка Природы точно следует плану;
для моржа она дает немного больше свободы, но все элементы при-
сутствуют. Людям остается усовершенствовать эту схему, превра-
тить в образ жизни и сичинить многочисленные варианты.
В транзактных играх приманка, которая выглядит как одно, а
на деле предназначена совсем для другого, называется ловушкой.
Слабинка или нужда другого игрока, которая заставляет его отве-
тить на ловушку, называется слабостью. Следующее за этим заме-
шательство называется переключением. Таким образом, формула для
всех транзакционных игр следующая:

Ловушка + Слабость = Ответ ---- Переключение ---- Расплата

Как пример рассмотрим следующую серию транзакций между жен-
щиной и ее врачом, которая очень похожа на игру под названием
Рапо.
Джудит: Как вы думаете, мне когда-нибудь станет лучше?
д-р К: Да, я так думаю.
Джудит: Почему вы воображаете, что вы все знаете?
Ясно, что вопрос Джудит был фальшивым, и доктор К. был об-
манут. Для того, чтобы более ясно понять, что в действительнос-
ти произошло, мы можем перевести это на язык игр, который зо-
вется Марсианским.
Джудит (говоря как беспомощный маленький Ребенок): Помоги
мне, С., Великий.
финурально.