Напряжённость и деятельность

Напряжённость и деятельность

М. Роговин отмечает , что под влиянием состояний напряжённости происходит сдвиг форм реагирования по направлению к крайним точкам шкалы “торможение – возбуждение”. Тормозный тип реагирования характеризуется общим мышечным напряжением , особенно резко выражающимся в мимике , скованностью позы и движений , разного рода фиксациями , пассивностью , зам...

М. Роговин отмечает , что под влиянием состояний напряжённости происходит сдвиг форм реагирования по направлению к крайним точкам шкалы “торможение – возбуждение”. Тормозный тип реагирования характеризуется общим мышечным напряжением , особенно резко выражающимся в мимике , скованностью позы и движений , разного рода фиксациями , пассивностью , замедленным течением психических процессов , своеобразной “эмоциональной инертностью”, проявляющейся в виде безучастности и негативного безразличия. Возбудимый тип реагирования выражается в бурной экстраверсии , суетливости , многословии , гипертрофии двигательных проявлений , быстрой смене принимаемых решений , повышенной лёгкости перехода от одного вида деятельности к другому , несдержанности в общении и т.д.

В состояниях напряжённости поведение в значительной мере характеризуется преобладанием стереотипных ответов , неадекватных ситуации. В первую очередь страдают сложные формы целенаправленной деятельности , её планирование и оценка. Возникающие при этом нарушения происходят на разных уровнях. Прежде всего , как показали многочисленные исследования В.Л.Марищука и его сотрудников , наблюдается общая тенденция к понижению устойчивости психических процессов. В условиях аварийной ситуации такое поведение может выражаться в “блокаде” восприятия и мышления , памяти и практических действий субъекта. Согласно К.М.Гуревичу , другой уровень изменений психической деятельности образуют такие проявления личности , как растерянность , утрата самообладания и т.п. Наконец , крайние степени психических изменений приводят к фактическому распаду деятельности , самоустранению человека от продолжения работы.

Наряду с этим имеются данные о том , что под влиянием напряжённости у некоторых лиц показатели деятельности могут улучшаться либо оставаться неизменными по сравнению с обычными условиями.

Таким образом , состояния психической напряжённости оказывают неоднозначное влияние на деятельность : в сторону либо ухудшения , либо улучшения , либо неизменности.

Чем объясняется такая разнонаправленность эффектов? Очевидно тем , что в общем комплексе причин , обусловливающих эффективность деятельности в сложных условиях , одно из первых мест занимают собственно психологические причины.
Допустим, вы видите, что для опти­мального поведения вам необходимо чувство уверенности. Вспомните ситу­ацию, в которой вы всегда чувствуете себя уверенно: за рулем своего велосипеда, на теннисном корте или где-то еще. Неважно, что это за воспоми­нание. Главное, что в данный момент оно является для вас позитивным и сильным. Еще раз во всей полноте переживите его, как если бы все это происходило сейчас. Ощутите в себе уверенность и силу.

С этим чувством войдите в стрессовую ситуацию и действуйте на основании вашей уверенности. Действуйте исходя из того, что на первом плане у вас стоит уже не драма, а имеющийся шанс справиться с ней. Используйте его.

Одержанная победа приносит чувст­во гордости за себя, ощущение силы и способность ответить на серьёзный вызов. В вас укрепляется уверенность в себе и вы обнаруживаете, что имеете достаточный запас прочности, чтобы вынести любое выпавшее на вашу долю испытание.

С помощью приёма актуализации ресурсных состояний вы можете при­звать к себе на помощь любое нужное вам чувство: спокойствие, компетент­ность, сосредоточенность, выдержку и так далее. Все, что для этого надо сделать - это взять его оттуда, где оно у вас было, и перенести туда, где вы в нем нуждаетесь сейчас.

Если опыта переживания нужного чувства у вас нет, используйте прием - как будто вы овладеваете этим чувст­вом. Единственное, что вы можете сделать, не обладая, например, смелостью, так это притвориться смелым, и согласо­вывать с этим свое поведение. Вы также можете позаимствовать требуемый ресурс у вашего героя, под­ражая его манере поведения.

Упражнение 5 «Настроение»

Сядьте за стол и возьмите цветные карандаши или фломастеры. Перед вами – чистый лист бумаги. Нарисуйте любой сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Представьте, что вы переносите свое беспокойство и тревогу на лист бумаги, стараясь выплеснуть его полностью, до конца. Рисуйте до тех пор, пока не заполнится все пространство листа, и вы не почувствуете успокоение. Ваше время сейчас не ограничено: рисуйте столько, сколько вам нужно.

Затем переверните лист и напишите несколько слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы ваши слова возникали свободно, без специального контроля с вашей стороны.

После того как вы нарисовали свое настроение и переложили его в слова, с удовольствием, эмоционально разорвите листок и выбросите его в урну. Все! Теперь вы избавились от своего напряженно8го состояния! Ваше напряжение перешло в рисунок и уже исчезло, как этот неприятный для вас рисунок.