Защитная реакция психики

Защитная реакция психики

По мнению А. Фрейд психологические способы защиты мотивированы тремя основными типами тревоги, которой подвержено Эго — инстинктивной тревогой, объективной тревогой и тревогой сознания. 1. Тревожность Супер-Эго в неврозах взрослых. Основу невроза у взрослых формирует защитная ситуация, которая заключается в том, что некот...

По мнению А. Фрейд психологические способы защиты мотивированы тремя основными типами тревоги, которой подвержено Эго — инстинктивной тревогой, объективной тревогой и тревогой сознания.

1. Тревожность Супер-Эго в неврозах взрослых.

Основу невроза у взрослых формирует защитная ситуация, которая заключается в том, что некоторые инстинктивные желания стремятся проникнуть в сознание и при помощи Эго достичь удовлетворения. "Эго не противостоит этому, но Супер-Эго протестует. Эго подчиняется высшему образованию и послушно вступает в борьбу против инстинктивного импульса со всеми последствиями, которые влечет за собой такая борьба. Характерным для этого процесса является то, что само Эго не рассматривает импульс, с которым оно борется, как опасный. [4, T1, c. 152]

Мотив, побуждающий защиту, исходно не является его собственным. Инстинкт рассматривается как враждебный, потому что "Супер-Эго запрещает его удовлетворение, и если он достигнет своей цели, то, несомненно, вызовет затруднения в отношениях между Эго и Супер-Эго". [4, T1, с.153-154]

Следовательно, Эго взрослого невротика боится инстинкта потому, что оно боится Супер-Эго. Его защита мотивирована тревогой Супер-Эго.

2. Объективная тревога в детском неврозе.

Исследование защиты в детском неврозе говорит нам о том, что супер-эго вовсе не является необходимым фактом в формировании невроза. Маленькие дети точно так же обходятся со своими инстинктивными импульсами, чтобы не нарушать запретов своих родителей. "Эго видит в инстинктах опасность, потому что те, кто воспитывает ребенка, запретили их удовлетворение, и вторжение инстинкта влечет за собой ограничения и наказание или угрозу наказания. Детского Эго боится инстинктов потому, что оно боится внешнего мира. Его защита от них мотивирована страхом перед внешним миром, то есть объективной тревогой". [4, T1, c. 155]

3. Инстинктивная тревога (страх перед силой инстинктов).

"Под этим я имею в виду, что Эго дружественно по отношению к инстинктам, лишь пока оно мало отдифференцированно от Ид. Когда Эго переходит от первичных ко вторичным процессам, от принципа удовольствия к принципу реальности, оно становится, как я уже показала, враждебной для инстинктов территорией. Его недоверие к их требованиям сохраняется всегда, но в нормальных условиях оно едва заметно. Эго обращает свой взгляд на гораздо более ожесточенную борьбу, которую ведут на его территории Супер-Эго и внешний мир против импульсов Ид. Однако если Эго чувствует, что высшие защитные силы его покинули, или если требования инстинктивных импульсов становятся чрезмерными, его молчаливая враждебность по отношению к инстинктам возрастает до состояния тревоги". Роберт Вельдер описывает это как опасность того, что целостная организация Эго может быть разрушена. Защитные механизмы приводятся в действие против инстинктов со всеми уже знакомыми результатами в формировании неврозов и невротических характеристик. [4, T.1, c. 157]

Итак, продолжим описание защитных механизмов.

Регрессия — это снижение к более примитивным способам реагирования (поведенческим, эмоциональным). У человека происходит регрессия к той личности или тем психологическим структурам, которые были у него в более раннем возрасте, когда жизнь, предположительно, была более удовлетворяющей. В основном это проявляется в стрессовой ситуации. Чаще всего этот тип защиты свойственен инфантильным людям невротического типа, которые склонны к регрессии на оральную фазу психосексуального развития, т.е. на получение успокоения от еды, питья, курения, сосания чего-либо и т.д. Они стремятся вовлечь близких, окружающих людей в решение своих проблем, перекладывая ответственность за это на них как более старших.

Реактивные образования — поведение, противопоставляемое желанию. Появление реактивного образования инициируется конфликтом между желанием и запретом на его удовлетворение со стороны Супер-Эго. Цензура запрещает даже думать об этом желании, вся работа направлена на вытеснение предмета удовлетворения желания. Таким образом, появляется явная или неосознанная инверсия желания, поведение сменяется на противоположное, с обратным знаком. [1, с.159] Примером этого является проявление "нежности" к девочкам подростками. С одной стороны такое поведение подвергается насмешкам, в то же время подростковый период — время первой любви. Именно поэтому по механизму реактивного образования любовь и нежность подростка трансформируется в поведение, внешне противоположное влюбленности, типа дергания за косички.
Изоляция — это отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживании. Замена ситуации происходит как бы неосознанно, по крайней мере не связывается с собственными переживаниями. Все происходит как будто с кем-то другим. Изоляция ситуации от собственного Эго особенно ярко проявляется у детей. Взяв куклу или игрушечную зверюшку, ребенок в игре может разрешить ей делать и говорить все, что ему самому запрещается: быть безрассудной, саркастичной, жестокой, ругаться, высмеивать других и т. п.

Сублимация — это наиболее распространенный защитный механизм, посредством которого либидо и агрессивная энергия трансформируются в различные виды деятельности, приемлемые для индивида и общества. Разновидностью сублимации может быть спорт, интеллектуальный труд, творчество. Сублимированная энергия, по мнению Фрейда, создает цивилизацию.

Интроекция — это процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как происходящее внутри. Так, маленькие дети вбирают в себя всевозможные позиции, аффекты и формы поведения значимых в их жизни людей, выдавая в последующем это за свое мнение.

Как мы видим, «механизмы защиты — это способ, с помощью которых Эго защищает себя от внутренних и внешних напряжений». Эти механизмы, в понимании Фрейда, играют значительную роль в патогенезе неврозов. Невротический синдром есть следствие неудавшегося защитного процесса. Психоневроз — проявление защиты сознательной части душевной жизни от неприемлемых переживаний и стремлений. С механизмами вытеснения, в частности, Фрейд связывает некоторые симптомы истерии, импотенцию, фригидность, психосоматические заболевания (бронхиальная астма, язва желудка). Для невроза навязчивых состояний характерными являются механизмы изоляции и реактивного образования.