Проблема внутреннего диалога

Проблема внутреннего диалога

Отношение человека к миру, другим людям и самому себе складывается в процессе деятельности и общения. В отечественной психологии традиционным является изучение этих процессов в сопоставлении внешнего и внутреннего аспектов, при этом общение рассматривается преимущественно как внешнее - общение с другими людьми. Вместе с тем творческое отношение к с...

Отношение человека к миру, другим людям и самому себе складывается в процессе деятельности и общения. В отечественной психологии традиционным является изучение этих процессов в сопоставлении внешнего и внутреннего аспектов, при этом общение рассматривается преимущественно как внешнее - общение с другими людьми. Вместе с тем творческое отношение к своей личности, возможность саморазвития и самовоспитания опирается на процессы самосознания, такие как самопознание и самоотношение в их единстве и целостности.

Понятие "внутренний диалог" рассматривается психологами в широком и узком смысле. Американский психиатр М. Джослин утверждает, что все наши мечты и размышления, фантазии и сны - это формы внутреннего диалога. Близкое к этому понимание внутреннего диалога (в широком смысле) как формы диссоциации личности на составные части высказывают представители ведущих психологических школ (психоанализ, психосинтез, транзактный анализ, гештальтпсихология и др.). Примерами творческой диссоциации, которые постоянно присутствуют в обыденной жизни, являются сны, мечты, роли, фантазии, специфические воображаемые партнеры, проекции позитивных и негативных качеств на себя и других, селективная амнезия на стимулы и все защитные функции. Интрапсихическое общение, которое происходит даже во время сна, есть, по-существу, контакт субъекта с его прошлым опытом. Способы репрезентации прошлого опыта могут быть субъективированы и персонифицированы: он обретает ту же форму, что и наше собственное "Я", т.е. выступает в виде персонажа, героя или лица. За этим феноменом, по-видимому, стоит наша постоянная готовность к общению с реальным партнером.

Среди психологических исследований, так или иначе затрагивающих проблему внутреннего диалога, преобладают теоретические работы, в которых рассматриваются гипотетические формы внутреннего диалога, его природа и функции (М.М. Бахтин, И.С. Кон др.).

В силу труднодоступности внутреннего диалога для экспериментального изучения в обычных условиях, эти исследования посвящены анализу внутреннего диалога в особых ситуациях: вынужденное одиночество ( В.И. Лебедев, Дж. Лилли), измененные состояния сознания (В.В. Налимов, Д.И. Горбов, С. Гроф), психотерапевтические ситуации (Э. Берн, Ф. Перлз, К. Роджерс), а также в других контекстах - феномен саморегуляции, воображаемого компаньона, множественной личности.

В узком смысле внутренний диалог исследуется как механизм функционирования самосознания, в отечественной психологии это работы И.С. Кона, В.В. Столина, А.В. Визигиной и др. Эмпирическое исследование, проведенное А.В. Визигиной, посвящено изучению внутреннего диалога как механизма самосознания и затрагивает один из возможных его аспектов - диалог двух подструктур личности: "Я" - не "Я". Под внутренним диалогом этим автором понимается развернутая внутренняя речевая активность субъекта, направленная на значимые для него объекты действительности и собственного "Я". Специфика этой активности определяется взаимодействием по крайней мере двух несовпадающих точек зрения, развиваемых одним и тем же субъектом.

Вместе с тем в настоящее время возникает необходимость перехода к исследованию конкретных процессов аутокоммуникации. Эта необходимость обусловлена прежде всего нуждами психотерапевтической и педагогической практики, так как знание путей и механизмов аутокоммуникации обеспечивает доступ к наиболее интимным и глубинным слоям сознательной и бессознательной жизни личности, создание возможностей для ее развития и коррекции.

Психологи - практики, психотерапевты, педагоги и лингвисты, бизнесмены и врачи - вот лишь краткий перечень представителей тех профессий, кого вплотную может заинтересовать возможность получения новых знаний, помогающих более эффективному взаимодействию со своим внутренним опытом и с другими людьми.

Проблема генезиса внутренней диалогичности личности традиционно рассматривается в русле концепции Л.С. Выготского о социальном происхождении высших психических функций. В современных работах, посвященных проблемам интериоризации, исследователи прослеживают переход внешнего межличностного взаимодействия между ребенком и взрослым во внутреннее общение, диалог с самим собой (Библер В.С., Буш Г.Я., Ковалев Г.А., Радзиховский Л.А., Зинченко В.Л. и др.). Зарождение внутреннего диалога обычно связывают с возникновением самоконтроля и саморегуляции ребенка.
Американский психиатр Дж. Бирс дает следующую характеристику множественной личности:

1) Люди с множественной личностью очень интеллектуальны, творчески одарены и обладают хорошей мотивацией.

2) Единство в подходе ко множественности - это новый способ взглянуть на проблемы человека вообще.

3) Все ведут внутренний диалог: это форма разделения (диссоциация) на составные части.

Я полагаю, что диссоциация существенна для здорового функционирования, кроме того, я считаю, что это - творческий акт.

Примеры творческой диссоциации, которые мы наблюдаем в обыденной жизни - это сны, мечты, фантазии, роли и специфические умения, воображаемые товарищи по играм, проекция позитивных и негативных аспектов себя на других, селективная амнезия на стимулы и, практически все защитные функции.

4) Как правило, множественные личности - это блестящие люди, с ненасытным любопытством относящиеся к себе и к жизни.

5) Многоуровневое функционирование - это, возможно, одно из наиболее удивительных свойств адаптивности, которое все еще находится далеко за пределами нашего понимания.

По описаниям, проводимым в религиозно-мистической литературе, механизм диссоциации заложен в практику духовного самосовершенствования. Аскет-отшельник, в соответствии с избранным идеалом, сознательно расщепляет личность на две корреляционно связанные составляющие. Одна из них - негативная, обычно визуализируется в виде беса, демона и пр. Если аскету удается осуществить некоторую психологическую операцию, то нежелательную составляющую можно безболезненно отбросить. Так, например, как в Евангельской притче об искушении Христа дьяволом. Более того, в серьезных ситуациях человек должен отобразить одного из двойников во вне. Как правило, этот процесс осуществляется через визуализацию (галлюцинирование), отчуждение (двойник сидит напротив, как у Достоевского в диалоге Ивана Карамазова с чертом, двойником Ивана), ведущее к катарсису, т.е. необходимо очень большое отчуждение в диалоге с самим собой.

Итак, эмпирически найдено несколько форм внутренних диалогов конфликтных личностей: 1) между деспотичной, подавляющей "родительской" инстанцией и подчиняющейся, слабой, неспособной выполнить требования первой, виноватой "детской" инстанцией; 2) между эмоционально подавленным, ригидным, опасливым, конформным, маломощным "Я" и контрастным по личностным чертам, "вкушающим удовольствия", циничным "не-Я" (о диалоге между этими партнерами можно говорить лишь условно, так как по крайней мере один из них не слышит голоса другого); 3) между нуждающимися в совете и поддержке, попавшим в затруднительное положение "Я" и помогающим, реалистичным, доброжелательным помощником; 4) между сильной, развивающейся, духовно страждущей, сущностной составляющей "Я" и чуждой, враждебной, отторгаемой, инаковой, воспринимаемой как внешняя сила.

В случае диалога первого типа - это поучение, упрек, укоризна, обвинение, с одной стороны, и принятие вины, оправдание - с другой. В случае диалога второго типа (о котором можно говорить лишь в случае снятия амнестического барьера), - это издевательство, насмешка, высказывание презрения по поводу слабостей, личностных черт, намерений и т.д., с одной стороны, и либо ответная агрессия, враждебность, либо отсутствие ответа (в случае амнестического барьера). В случае диалога третьего типа - это совет, поддержка, подбадривание с одной стороны и выражение признательности с другой. В случае диалога четвертого типа - это визуализация, отторжение, катарсис.

На основании вышеизложенных теоретических соображений нами был разработан тренинг "Искусство внутреннего диалога", целью которого является развитие креативности мышления студентов психологов, формирование рефлексивно-познавательного отношения к себе, коррекция и психотерапия стратегий внутреннего диалога.