Язык цвета. Серый

Язык цвета. Серый

У французов пепельно-серый цвет выражает печаль, покаяние или раскаяние. В самом деле, в нем нет крайностей. Он - в самом центре всех на свете цветов. Без него не обходится ни одна смена моды. А ведь только при отсутствии крайностей реальным становится проявление человечности. С ее печалями и раскаянием. В христианских...

У французов пепельно-серый цвет выражает печаль, покаяние или раскаяние.

В самом деле, в нем нет крайностей. Он - в самом центре всех на свете цветов. Без него не обходится ни одна смена моды. А ведь только при отсутствии крайностей реальным становится проявление человечности. С ее печалями и раскаянием.

В христианских канонах за серым цветом с античных времен сохранилось значение телесной смерти и духовного бессмертия.

Отсюда ведут свое происхождение и восточные траурные одежды из неотбеленного холста, упомянутые выше.

Отсюда же в раннем христианстве этот цвет соотносится с нищими и убогими.

Однако исламом серый цвет уже воспринимается как цвет злодеяний или несчастий.

Но Средневековая Европа называет его цветом джентльменов, цветом высшего света и т. п.

Возникает и каббалистический «цвет мудрости». И серые цвета униформы современных чиновников.

Цвета одежды масона, посвящаемого в высшие степени приобщения к таинствам ложи,- серые.

Согласно Люшеру, нейтральный серый не вызывает никаких психологических реакций. Не успокаивает и не возбуждает. Хотя и создает внутреннюю стабильность, частично отгораживая от внешних воздействий.

Предпочтение серого по 8-цветовой шкале означает замкнутость, скрытность или сдержанность. Нередко оно связано с повышенным уровнем тревожности.

Ибо «серость» обыкновенно некоторым кажется самодостаточной. И этим она подозрительна как замкнутость, статичность или смерть. Однако на Западе русский неологизм XX века - «сплошная серость» - поймет далеко не каждый... Но «Запад есть Запад»...

Лицам, которые не хотят, чтобы их познавали, психология цвета рекомендует носить одежды серых тонов. Серый позволяет оградить себя от всяческих влияний, переутомлений или внешних напряжений. Хотя и влечет за собой неприкрытое отсутствие сопереживаний.

Однако серый не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Цветоаналитическая психология выявляет в нем по меньшей мере три цвета: светло-, средне- и темно-серый.

Предпочтение светло-серого (из белого, трех серых и черного цветов) указывает на готовность к переживаниям. На легкую возбудимость. На желание контактов с окружающими.

Средне-серый говорит о стремлении к стабилизации и установлению порядка.

Темно-серый выражает потребность в телесно-духовном удовлетворении. Иногда, правда, в ущерб телесному.

Переведем все это в принципы цветолечения. Предположим, у пациента необходимо сформировать желание откровенного реагирования на внешние воздействия. В таком случае можно рекомендовать светло-серый цвет.

Психологически состояние пациента в одежде этих тонов связано с открытостью. С готовностью к возвышенному возбуждению, или к переживаниям и контактам.

Например, на экзаменах светло-серая одежда не столько «маскирует» незнание отвечающего, сколько повышает его интеллектуальные возможности.

Лицам, жалующимся на повышенную чувствительность и поэтому стремящимся уклониться от чувственных связей, можно рекомендовать темно-серые одежды. Они помогают достичь гармоничного равновесия души без физического напряжения.

Серый цвет (средне-серый, по Люшеру) является сублимированным архетипом хроматизма.

В хроматической модели интеллекта серый проявляет творческие черты общемирового подсознания.

Временной аспект этого сублимата - настоящее.
Содержательный аспект мировоззрения характеризует содержание тех эксплицитных или имплицитных постулатов, на которых строится представление субъекта о закономерностях, действующих в мире. "Все политики воры". "Все мужики сволочи". "Только истинным мусульманам открыт путь в рай". Необходимо различать мировоззренческие представления, относящиеся к разным сферам или пластам действительности, которые они охватывают: гносеология, космология, неживая природа, живая природа, человек, общество и др.

Ценностный аспект характеризует систему идеалов, задающих представления о том, каким мир должен быть или стать в результате естественной эволюции либо управляемого развития, и с которыми субъект сопоставляет существующее положение вещей. Идеалы также могут формулироваться или мировоззренчески, или немировоззренчески. Если я верю в определенного конкретного Бога и никому не навязываю этого Бога, это мое личное убеждение. Но если я считаю, что должен убедить всех, что мой идеал – самый лучший идеал, и любыми средствами должен заставить других принять его, эти ценности становятся уже содержанием мировоззренческой генерализации. «Что хорошо для General Motors , то хорошо для Америки».

Структурный аспект характеризует особенности психологической организации отдельных мировоззренческих постулатов в более или менее связное целое. Так, индивидуальное мировоззрение может быть связным, хорошо структурированным и интегрированным, непротиворечивым, или же фрагментарным, неструктурированным, плохо осознанным и в силу этого несущим в себе множество противоречий. По многим эмпирическим данным связность представлений коррелирует с психологической зрелостью и благополучием, однако следует учитывать, что крайняя степень связности характеризует фанатизм и маниакальность. В структурный анализ входит также выделение относительно автономных подсистем мировоззрения, характеристика их иерархической или иной организации и связей между ними. Проиллюстрируем значимость этого аспекта на примере двух мировоззренческих убеждений. Первое: у взрослого человека должна быть хорошая крепкая семья. Второе: секс – это то, что доставляет удовольствие, развивает, помогает жить. Нетрудно представить себе двух людей, разделяющих в равной степени оба эти убеждения. Однако у одного они являются частями единой подсистемы, а у другого они структурно не связаны, входят в две совершенно разные системы: одно — в подсистему семейных отношений, которая сочетается с такими ценностями как профессия, социальный статус, материальные приобретения и так далее, а другое — в подсистему, объединяющую секс с досугом, свободным времяпровождением и т.п. Если не учитывать структурные отношения, то может возникнуть иллюзия сходства установок у этих двух людей, хотя на самом деле, учитывая структурные связи, мы видим две совершенно разные структуры.

Функциональный аспект характеризует степень и характер влияния мировоззренческих структур на восприятие и осмысление человеком действительности и его поступки. Это влияние может быть прямым или опосредованным, осознанным или неосознанным, жестким или мягким. У одних людей переход между убеждениями в правильности тех или иных действий и выполнением соответствующих действий осуществляется легко, непосредственно. У других могут возникать достаточно сложные барьеры при переходе от мировоззренческих убеждений к действиям, мировоззрение может быть изолировано от реальных действий.

К этому же аспекту относится такой параметр мировоззрения как его гибкость и способность к перестройке или, наоборот, ригидность. Любому человеку присуще, хоть и в неодинаковой степени, стремление сохранять стабильность картины мира. Однако мировоззрение, как и вся картина мира, отражает действительность, а действительность не остается все время неизменной. Проблема возникает, когда сам мир меняется, а картина мира остается прежней. Отсюда берут начало, в частности, такие аффективные проявления как агрессия и враждебность, которые Дж. Келли объяснял как стремление сохранить сложившиеся конструкты несмотря на то, что опыт противоречит им, — чтобы не менять свои конструкты, человек пытается заставить мир соответствовать им ( Kelly , 1955) .