Мировоззрение и картина мира

Мировоззрение и картина мира

Понятие мировоззрения является сравнительно традиционным, хотя нельзя считать его полностью вписанным в понятийный строй наук о человеке. В англоязычной литературе отсутствует понятийное различение между мировоззрением и картиной мира (world view); нередко в англоязычных текстах, если возникает необходимость вычленить основные инварианты картины ми...

Понятие мировоззрения является сравнительно традиционным, хотя нельзя считать его полностью вписанным в понятийный строй наук о человеке. В англоязычной литературе отсутствует понятийное различение между мировоззрением и картиной мира (world view); нередко в англоязычных текстах, если возникает необходимость вычленить основные инварианты картины мира, используется без перевода немецкое слово Weltanschauung. В русскоязычной традиции понятие мировоззрения долгое время носило политически ангажированный характер и практически отождествлялось с идеологией. Поэтому прежде всего необходимо реконструировать понятие мировоззрения как конкретно-научное понятие.

Родовым понятием по отношению к понятию мировоззрения, через которое можно подойти к его определению, является понятие картины мира или образа мира . Это имеющаяся у каждого человека индивидуальная система представлений о том, как устроен мир в различных его деталях. Характерная особенность любой картины мира — ее субъективная связность. Хотя абсолютно очевидно, что в наших знаниях о мире и в нашем опыте очень много белых пятен очень много, субъективно, феноменологически мы не воспринимаем в ней никаких пробелов, воспринимаем ее как отражающую весь мир целиком. Наше сознание в широком смысле слова, наш ментальный механизм заполняет все «дыры», которые имеются в нашем реальном опыте, какими-то представлениями, продуктами воображения, заимствованными откуда-то когнитивными схемами так, что эти «дыры» в нашем субъективном представлении исчезают. Иными словами, картина мира образована и знаниями, и опытом, и некритически воспринятыми убеждениями, и домыслами, и размытыми, не осознаваемыми четко представлениями, но пустот в картине мира быть не должно. Этим индивидуальная картина мира отличается от научных сведений о мироустройстве: «Наука не может дать ответа на все вопросы, которыми она занимается, а мировоззрение может дать ответы на все вопросы, которыми оно не занимается» (Пятигорский, 1996, с. 116). Наше мировоззрение «обязано» знать все ответы, потому что у человека есть насущная потребность, жизненная необходимость иметь какую бы то ни было картину мира для ориентации, а уже во вторую очередь — потребность в точности и объективности этой картины (см. Фромм, 2001).

Мировоззрение – это центральная часть, компонент картины мира. В картину мира входят самые разные знания и представления, как общие, так и частные, конкретные. Можно знать, например, что Волга впадает в Каспийское море, что сегодня четверг, что президент России Владимир Путин – все эти элементы входят в картину мира, но они не относятся к мировоззрению, потому что они говорят о некоторых единичных объектах. Собственно к мировоззрению относятся только генерализации — обобщенные суждения или представления о любом классе объектов. Генерализацию можно рассматривать как единицу анализа мировоззрения и одновременно как критерий отличия мировоззренческих суждений. Например, утверждение “Этот министр — лжец” не является мировоззренческим, а утверждение “Все политики — лжецы” является, поскольку оно относится к абстрактному множеству объектов. То же относится и к ценностным суждениям: утверждения “Я обожаю классическую музыку” или «Мне не нравится проза Владимира Сорокина» не является мировоззренческим, а утверждения “Не понимаю, как можно не любить классическую музыку” или «Книги Владимира Сорокина следует сжечь, а его самого посадить в тюрьму» является, поскольку в нем индивидуальная оценка расширяется до масштаба всеобщей истины.

Таким образом, мировоззрение можно определить как ядро индивидуального образа мира, содержащее структурированные представления об общих закономерностях, которым подчиняется мир, общество и человек, а также о характеристиках идеального, совершенного мира, общества и человека (Леонтьев, 2000). На становление и развитие мировоззрения оказывает влияние теоретическое и эмпирическое знание субъекта о мире, социокультурные схематизмы и особенности языка и других знаковых систем, через которые это знание преломляется, и личностный смысл, который имеют для субъекта те или иные мировоззренческие представления, и который может быть причиной искажения в мировоззрении реального положения вещей. Мировоззрение всегда несет на себе глубоко своеобразный отпечаток индивидуально-личностных особенностей, знания о мире образуют в нем сплав с убеждениями, не всегда отчетливыми представлениями и бессознательными схематизмами и стереотипами.

В мировоззрении личности следует различать 4 аспекта.
Содержательный аспект мировоззрения характеризует содержание тех эксплицитных или имплицитных постулатов, на которых строится представление субъекта о закономерностях, действующих в мире. "Все политики воры". "Все мужики сволочи". "Только истинным мусульманам открыт путь в рай". Необходимо различать мировоззренческие представления, относящиеся к разным сферам или пластам действительности, которые они охватывают: гносеология, космология, неживая природа, живая природа, человек, общество и др.

Ценностный аспект характеризует систему идеалов, задающих представления о том, каким мир должен быть или стать в результате естественной эволюции либо управляемого развития, и с которыми субъект сопоставляет существующее положение вещей. Идеалы также могут формулироваться или мировоззренчески, или немировоззренчески. Если я верю в определенного конкретного Бога и никому не навязываю этого Бога, это мое личное убеждение. Но если я считаю, что должен убедить всех, что мой идеал – самый лучший идеал, и любыми средствами должен заставить других принять его, эти ценности становятся уже содержанием мировоззренческой генерализации. «Что хорошо для General Motors , то хорошо для Америки».

Структурный аспект характеризует особенности психологической организации отдельных мировоззренческих постулатов в более или менее связное целое. Так, индивидуальное мировоззрение может быть связным, хорошо структурированным и интегрированным, непротиворечивым, или же фрагментарным, неструктурированным, плохо осознанным и в силу этого несущим в себе множество противоречий. По многим эмпирическим данным связность представлений коррелирует с психологической зрелостью и благополучием, однако следует учитывать, что крайняя степень связности характеризует фанатизм и маниакальность. В структурный анализ входит также выделение относительно автономных подсистем мировоззрения, характеристика их иерархической или иной организации и связей между ними. Проиллюстрируем значимость этого аспекта на примере двух мировоззренческих убеждений. Первое: у взрослого человека должна быть хорошая крепкая семья. Второе: секс – это то, что доставляет удовольствие, развивает, помогает жить. Нетрудно представить себе двух людей, разделяющих в равной степени оба эти убеждения. Однако у одного они являются частями единой подсистемы, а у другого они структурно не связаны, входят в две совершенно разные системы: одно — в подсистему семейных отношений, которая сочетается с такими ценностями как профессия, социальный статус, материальные приобретения и так далее, а другое — в подсистему, объединяющую секс с досугом, свободным времяпровождением и т.п. Если не учитывать структурные отношения, то может возникнуть иллюзия сходства установок у этих двух людей, хотя на самом деле, учитывая структурные связи, мы видим две совершенно разные структуры.

Функциональный аспект характеризует степень и характер влияния мировоззренческих структур на восприятие и осмысление человеком действительности и его поступки. Это влияние может быть прямым или опосредованным, осознанным или неосознанным, жестким или мягким. У одних людей переход между убеждениями в правильности тех или иных действий и выполнением соответствующих действий осуществляется легко, непосредственно. У других могут возникать достаточно сложные барьеры при переходе от мировоззренческих убеждений к действиям, мировоззрение может быть изолировано от реальных действий.

К этому же аспекту относится такой параметр мировоззрения как его гибкость и способность к перестройке или, наоборот, ригидность. Любому человеку присуще, хоть и в неодинаковой степени, стремление сохранять стабильность картины мира. Однако мировоззрение, как и вся картина мира, отражает действительность, а действительность не остается все время неизменной. Проблема возникает, когда сам мир меняется, а картина мира остается прежней. Отсюда берут начало, в частности, такие аффективные проявления как агрессия и враждебность, которые Дж. Келли объяснял как стремление сохранить сложившиеся конструкты несмотря на то, что опыт противоречит им, — чтобы не менять свои конструкты, человек пытается заставить мир соответствовать им ( Kelly , 1955) .