Школьная адаптация

Школьная адаптация

Когда говорят о школьной дезадаптации, прежде всего, подразумевают плохую успеваемость или "плохое" поведение ребенка. Школа - социальный институт, имеющий определенную функцию, обучение детей. Следовательно, все то, что не соответствует этой функции или ей препятствует, считается дезадаптацией к этому институту, т.е. к школе. Между тем, ...

Когда говорят о школьной дезадаптации, прежде всего, подразумевают плохую успеваемость или "плохое" поведение ребенка. Школа - социальный институт, имеющий определенную функцию, обучение детей. Следовательно, все то, что не соответствует этой функции или ей препятствует, считается дезадаптацией к этому институту, т.е. к школе. Между тем, школа, это место, где ребенок должен провести ни много, ни мало 11 лет, и, весьма желательно, чтобы эти годы были для него достаточно счастливыми. Мы, взрослые, чрезмерно идеализируем детство и, в особенности, школьные годы. Память человека избирательна, особенно в отношении ранних периодов жизни. Между тем, специалистам, работающим с детьми, нередко приходится сталкиваться с тем, как порой тяжелы оказываются для ребенка школьные годы.

Что же такое, адаптация к школе?
Прежде всего, это когда ребенок охотно идет в школу. И первый раз в первый класс, и через год, и через три. Некоторое снижение мотивации к учебе может наблюдаться лишь в подростковом возрасте: когда, как говорят, играют гормоны, может, знаете ли, быть и не до учебы - это нормально (конечно в разумных пределах).

Первый раз в первый класс, как правило, все дети идут с охотой. Нежелание идти в школу может появиться с первыми трудностями в обучении, но чаще всего это бывает следствием несложившихся взаимоотношений со сверстниками или учителем. Поэтому надо всегда помнить, что далеко не всегда нежелание ходить в школу связано с нежеланием учиться. Также как и желание ходить в школу не то же самое, что желание учиться. В подавляющем большинстве случаев плохая успеваемость никак не зависит от умственных способностей ребенка.

Другой проблемой является "плохое" поведение ребенка. Чаще всего кажется, что хорошая успеваемость является следствием "хорошего" поведения. Складывается мнение, что ребенок хорошо учиться, потому что "хорошо" себя ведет. Часто оказывается именно так. Но надо ли прибегать к "палочному методу" для того, чтобы заставить ребенка "хорошо" себя вести? Ведь, чаще всего, "плохое" поведение бывает своеобразным протестом на сложившуюся в школе или семье ситуацию и никак не связано с его желанием (или нежеланием) учиться. Тем более бывает недопустимым снижение оценок за успеваемость из-за плохого поведения ребенка! Дети, возмущающие спокойствие в классе, часто недолюбливаются учителями, если не сказать больше, что запускает порочный круг школьной дезадаптации.

Не менее трагичной бывает ситуация, когда ребенок хорошо учиться, даже на отлично, и даже, является любимчиком учителя. Такие дети часто оказываются изгоями в классе, хотя и не вызывают беспокойств ни у учителя, ни у родителей. Это тихие страстотерпцы, претерпевающие муки школьной дезадаптации на радость маме и учителям. Такие дети оказываются распятыми на школьной доске почета на всю школьную жизнь.

Из краткого обзора вариантов школьной дезадаптации легко можно сделать вывод, что она может вызываться индивидуальными особенностями ребенка, взаимоотношениями внутри семьи и условиями в школе. Почти всегда все эти факторы очень плотно переплетены и взаимосвязаны.

Важно отдавать себе отчет в том, что средняя школа и является той самой "школой жизни", которая закладывает не только учебные знания и умения, которые пригодятся во взрослой, прежде всего профессиональной деятельности, но и отношение и к знаниям, и к будущей профессиональной деятельности, формирует стиль взаимоотношений с людьми, умение уживаться с окружающими, дружить и, в конце концов, способность любить и быть любимым. Все что будет дальше: успешная учеба в институте, престижная и любимая работа, крепкая и здоровая семья - является, в конце концов, результатом того, адаптировался ли ребенок к школе, и как быстро и гармонично произошла эта адаптация.

Успешность в жизни взрослого человека на 99% зависит от его успешности в школьные годы. Под успешностью в школе надо понимать не только хорошие оценки и "примерное" поведение, а, прежде всего, как ребенок сумел вписаться в школьный коллектив и насколько был признан школьными учителями. А гармоничность и своевременность школьной адаптации зависит от того, чего он смог достичь, а что ему удалось избежать до момента поступления в школу. Избежать и бояться этого всю жизнь!

::

Когда ребенок поступает в школу, родители, во многом, теряют свое главенствующее значение в воспитании ребенка: самым значимым для него теперь должен стать первый учитель, а в подростковом возрасте сверстники и те, уникальные в своем таланте педагоги, которым удается поддерживать взаимопонимание с подростком (чаще это бывают не школьные учителя, а руководители спортивных секций или кружков). Но до школы все находится в руках родителей и, что посеешь до шести лет, то и пожнешь в школе. Ребенок, выросший в среде здоровых семейных отношениях сумеет адаптироваться даже к тяжелым условиям в плохой школе.
А как же интеллектуальная подготовка к школе?
В самом деле, современная школа предъявляет столь высокие требования к "поступлению" ребенка в первый класс, что, порой кажется, что экзамен в институт, по сравнению с "экзаменом" в первый класс - сущий пустяк. Но надо отметить парадоксальное явление, что высокоинтеллектуально развитый ребенок очень скоро может оказаться в школе среди отстающих из-за своей отличной подготовки к школе. Ведь способный и интеллектуально подготовленный к школе ребенок с первых уроков начинает почивать на лаврах, получая похвалу учителя и восхищенные взгляды одноклассников, ведь он уже знает и умеет все. Обучение превращается в сплошной праздник собственной гордости. Ситуация особо усугубляется, если ребенок способен все "схватывать налету", тогда ему вовсе не требуется прикладывать никаких усилий. Маленькому ученику еще трудно уловить ту грань, когда заканчиваются его знания, полученные еще до школы, и ему еще неизвестно, что обучение в школе - это, прежде всего, труд. Тем большей травмой для него оказывается первое недовольство ранее хвалящей его учительницы. Чаще всего это бывает воспринято, что учительница больше не любит его, придирается к мелочам, отдает предпочтение кому-то другому. Это может надолго отбить желание ходить в школу. Как говорится, горе от ума.

Дети являются продолжением наших неисполненных желаний и амбиций, и всем нам хочется, чтобы наш ребенок оказался самым лучшим, может быть даже, вундеркиндом. Но лучше ребенку оставить время для его детства и не торопить время, перегружая его интеллектуальной подготовкой к школе. Везде нужна мера. Между прочим, большего в жизни, по статистике, достигают хорошисты и уверенные троечники, а самым важным достижением круглого отличника в его жизни, нередко, оказывается лишь школьная доска почета и безвозвратно потерянное детство.

В чувстве меры нельзя отказать группам подготовки к школе в детских садах. Воспитатели работают по специальным программам, специально разработанным к требованиям наших средних школ. Но главное не только это, ребенок, посещающий детский сад не испытывает стресса при адаптации к одноклассникам в школе, работа в группе для него является тоже делом обыденным, подчинение взрослым и признание авторитета учительницы у него плавно перетекает из уже состоявшихся взаимоотношений с воспитательницей детского сада, без страха и без протеста. Поэтому мы выступаем сторонниками посещения детского сада, хотя бы год перед школой. Но если вы являетесь категорическим противником детского сада, ребенку все же следует походить в группы подготовки к школе, хотя бы для того, чтобы научиться учиться в коллективе и взаимодействовать со сверстниками, в том числе и с "плохими" мальчиками, которые обязательно будут в любом классе. К сожалению, слишком часто ребенок не хочет ходить в школу или не может учиться именно потому, что не в состоянии наладить отношения со сверстниками и адаптироваться к требованиям учителя, а вовсе не из-за интеллектуального отставания. Посещение таких групп даст возможность Вашему ребенку опробовать способности к формированию хороших взаимоотношений с окружающими, и, если ему не будет это удаваться, - не замедляйте с помощью психолога. Вероятнее всего, как сложатся у ребенка отношения в первом классе, какую он займет иерархию в классе - так и будет на протяжении всей его учебы, и исправить что-либо будет уже сложнее.

Мы всегда должны помнить, что школа и семья существует для ребенка, а не ребенок для школы, а его достижения - на радость родителям. Адаптация к школе - один из самых сложных и ответственных этапов в жизни ребенка, перипетии которого часто не видны за цветами праздника 1-го сентября. И первоклассник еще слишком мал, чтобы преодолевать школьные трудности в одиночку. Еще все зависит от нас, взрослых, от нашей поддержки, от участливости первого учителя и внимания родителей. Будущее ребенка находится в наших руках, а от него самого еще ничего не зависит.



 
Вконтакте