Психотехники НЛП

Психотехники НЛП

В этих словах одного из основателей НЛП отражается истинная суть модного сегодня психологического направления. Что это и чем же отличается это психологическое направление от существовавших ранее? Попробуем сделать абрис НЛП, как одного из профессиональных методов влияния на психику человека. Работая практическим психологом, мне прих...

В этих словах одного из основателей НЛП отражается истинная суть модного сегодня психологического направления. Что это и чем же отличается это психологическое направление от существовавших ранее? Попробуем сделать абрис НЛП, как одного из профессиональных методов влияния на психику человека.

Работая практическим психологом, мне приходится использовать методы разных школ, в том числе и НЛП. Поэтому предлагаю в сравнительном виде посмотреть на это новшество и дать ему примерную оценку.

Начнем с наиболее впечатляющих характеристик метода нейролингвистического программирования.

Первое, что бросается в глаза при использовании психотехник НЛП, это оперирование столь глубокими структурами психики человека, на которых практически исключен сознательный контроль и сопротивление создаваемым изменениям. Необходимая коррекция происходит непосредственно в подсознании и подлежит к естественному исполнению. Отсюда очень высокая эффективность и скорость оказываемой помощи. К примеру, в традиционных школах считается, что осознание клиентом свой проблемы, как и путь к ее разрешению должен проходить сознательно, несмотря на временные затраты и желание клиента.

Второе - это отсутствие достаточного содержания в используемых методах. Клиент НЛП-специалиста может, в принципе, не рассказывать о деталях своей проблемы, и,тем не менее, получит желаемый результат. Звучит несколько загадочно, но это действительно так.

В-третьих, сама парадигма НЛП достаточна оригинальна. Она предполагает, что человек должен постоянно учиться новым способам поведения, а проблемы у него возникают только тогда, когда у него нет соответствующей модели поведения для преодоления какой либо ситуации.

Все, что должен делать психолог, проповедующий эту школу, так это учить соответствующим моделям поведения нуждающихся. Чтобы лучше это понять, приведу пример подхода к одной и той же проблеме психологов от психоанализа и НЛП.

Девочка 12 лет, чересчур стеснительная.
Психоаналитик будет искать причины такого поведения в детстве девочки. Найдя причины такого поведения (стеснительности), он совместно с ней даст оценку этим причинам и сделает возможные выводы, которые, по идее, должны помочь ей вести себя по другому, то есть - меньше стесняться.

Специалист НЛП расценит жалобу девочки на чрезмерную стеснительность непосредственно. Девочка ведь просит о способах поведения, которые не будут ее стеснять. Тогда специалист начнет процесс обучения новым способам внутреннего и внешнего поведения удовлетворяющим данную личность.

В-четвертых, психотехники НЛП превосходно работают для коррекции школьной неуспеваемости и возрастных проблем характера. Некоторая модернизация этих психотехник позволяет применять их непосредственно в процессе образования, а так же для тренировки любых навыков.

Вот как об этом говорит Бендлер:
“…Одна из вещей, которую НЛП репрезентирует, является способом взгляда на человеческое обучение. Хотя многие психологи и люди, работающие в социальной сфере используют НЛП для того, чтобы делать то, что они называют терапией, я думаю, наиболее подходяще описывать НЛП как образовательный процесс.”

То есть процесс обучения каким-либо навыкам, в том числе деловым.

Итак, НЛП - это не только психология и медицина, но и образование, управление, а так же метод исследования и копирования любого поведения. Что как нельзя лучше можно использовать в бизнесе.
НЛП в бизнесе
“Никакая теория, программа не могут сделать предприятие успешным: это могут сделать только люди”.
Акио Морита. Глава корпорации “Сони”.

Бизнесменам к практическому применению предлагаются психологические методики НЛП, позволяющие в ситуации постоянно развивающегося (конкурирующего) персонала и фирмы управлять убеждениями и личными установками коллектива достаточно быстро и технологично. Такой подход не обижает людей и делает душевные затраты руководителя минимальными.

Производительность труда стимулируется больше самой структурой, чем руководителем.

Можно грубо заставить сотрудника сделать что-то без объяснения причин. Наверняка он выполнит свое дело, но что называется “спустя рукава”. А можно убедить так, как если бы вы его не заставляли. И незнакомые вещи преподносить, как забытые. Использовать “мягкие” способы убеждения, не затрагивающие личное достоинство человека, и, соответственно, не вызывающие внутреннего сопротивления. Такой разговор строится как бы “вокруг” собеседника и намеченной цели разговора, а не напрямую.
Как ни странно, таких людей очень много в психологии, и часто у них имеются научные звания, “вес” в номенклатурных кругах от образования или медицины.

Иногда меня провоцируют вопросом типа: “Методы НЛП опасны, как же Вы ими пользуетесь?” Я отвечаю: “ У Вас на кухне лежит нож и им можно не только отрезать кусок хлеба, но и, простите, зарезать. Почему же Вы никого не режете?”

После такого контр-вопроса инцедент исчерпывается. Всегда было так, что критикуют больше всего то, что в последствии оказывается наиболее интересным. Каждый решает сам…

Желающим познакомиться с НЛП, могу порекомендовать литературу, в которой дана история возникновения метода и приемы использования. Если исследовать анамнез данного течения психологии, то выйдем на убывающую во времени череду значимых для НЛП авторов:

Современники - Джон Гриндер, Ричард Бендлер.
В свою очередь, основные практические методы они переняли у Милтона Эриксона.
Который основные теоретические основы и практические исследования позаимствовал у Александра Романовича Лурия.