Муки творчества

Муки творчества


Любой человек связанный с творческой деятельностью знает, что когда уходит муза, проходят они – муки творчества. Причем муза – одна, а мук творчества сразу много...




Любой человек связанный с творческой деятельностью знает, что когда уходит муза, проходят они – муки творчества. Причем муза – одна, а мук творчества сразу много.



В первую очередь возникает неуверенность в своей профессиональной компетенции. Кажется, что у всех вокруг, даже у самых бездарных людей, всё получается лучше. Кажется, что озарение не наступит уже никогда. На лоб клеится ярлык «Я-бездарность» и наступает уныние. Как правило уныние запирает человека в четырех стенах еще жестче, чем это делает ненасытная муза.



Но, придавая такое значение мукам творчества, человек сам их возносит, раздумывает и позволяет захватить все пространство. Вместо того, чтобы понять, что на самом деле с ним происходит, совершить в соответствии с этим ряд мероприятий, успокоиться и подготовиться к возвращению музы.



Причина в том, что руки опускаются, а искра не пробивается могут быть в элементарной усталости, «замыливании глаза» и всеобщем творческом закостенении. Когда человек сидит в одной позе сутками и вытачивает одну и туже работу, неудивительно, что и физическое его состояние и психическое начинают протестовать против такого положения вещей. Не зря же так популярен среди творческих людей творческий отпуск. Надо время от времени отрываться от шедевра и нет, нет да пройтись по улицам, подышать воздухом, получить новые впечатления от окружающего мира, таким образом не только обогатив клетки кислородом, но и наполниться новыми впечатлениями, а значит, и идеями.



Может быть и причина посерьезнее – так называемый творческий кризис. А это, как ни ужасает в своем «плохо», значит – хорошо. Кризис – это всегда переход. И если его спокойно, аккуратно проходить, это всегда переход на следующую ступень развития. Самоедство, так любимое творческими людьми, ничему не поможет, только всё испортит, предлагая уход от общения, затворничество, а то и рюмочку-другую. Если нет никакой возможности унять переживания, связанные с кризисом, можно, в конце концов, подойти и к этому творчески и выразить свое опустошение с помощью своего мастерства. Именно так рождаются самые пронзительные шедевры. Именно в таком состоянии происходит переоценка ценностей. И именно это – предвестник завтрашнего, обновленного, более широкого и глубокого «Я».



Надежда Юргина, психолог