Новая надежда для детей-аутистов, которые не могут говорить

Новая надежда для детей-аутистов, которые не могут говорить

Несмотря на то, что не все современные методы коррекции и лечения аутизма являются эффективными, существует реальная надежда на то, что определенный прогресс может быть достигнут при использовании техник, основанных на понимании естественного развития речи и языка, а также роли моторных навыков и систем зеркальных нейронов.

Согласно недавно опубликованным данным, 24% детей с аутизмом почти или совсем не пользуются речью для общения, и известно, что эти проблемы сохраняются и во взрослом возрасте. В научном и клиническом сообществе давно предпринимаются попытки разработать особый язык для таких детей, чтобы они могли общаться на нем, как, например, общаются глухонемые, используя жестовые языки. Однако, такие разработки пока не привели к эффективному результату. По современным оценкам, в мире насчитывается около 70 млн людей с расстройствами аутистического спектра.

Новая статья исследователей из Университета Бирмингема, опубликованная в журнале «Frontiers in Integrative Neuroscience», показала: несмотря на то, что не все современные методы коррекции и лечения аутизма являются эффективными, существует реальная надежда на то, что определенный прогресс может быть достигнут при использовании техник, основанных на понимании естественного развития речи и языка, а также роли моторных навыков и систем зеркальных нейронов у младенцев.

Команда ученых под руководством профессора Джо Макклири при поддержке благотворительной ассоциации Autistica провела обзор более чем двухсот статей и шестидесяти клинических исследователей. Результаты обзора показали следующее:

Во-первых, такие виды моторного поведения как взаимодействие с игрушками и копирование выражений лица и жестов окружающих (отзеркаливание) играют ключевую роль в усвоении языка.

Во-вторых, дети с аутизмом демонстрируют определенные нарушения моторного поведения, а также меньшую активность зон мозга, входящих в зеркальную систему. Это проявляется, прежде всего, в отношении незнакомцев, к которым дети-аутисты не проявляют ни малейшего интереса. В этом может заключаться ключ к пониманию проблемы развития и усвоения языка в целом.

Далее, несмотря на то, что языки жестов и обучение им детей-аутистов часто используются с целью улучшения их коммуникативных навыков, в том числе и речи, их положительное влияние до сих пор не доказано, что связано, прежде всего, с нарушениями моторного поведения и работы зеркальной системы.

Методы, использующие общение при помощи картинок, в определенных случаях позволяют добиться улучшений в развитии речи. К примеру, дети постепенно научаются выражать свои просьбы при помощи обмена картинками. Преимущество таких техник заключается в том, что они не опираются на работу зеркальной системы, но используют другие функции, полностью сохранные при аутизме.

Подходы, основанные на игровом взаимодействии, связаны с использованием эксплицитных стратегий обучения и развития, вследствие чего также достаточно эффективны.

В новом исследовании британских ученых главной целью было изучение как моторных навыков, так и целенаправленного развития речи и языка. Предварительные результаты являются весьма многообещающими. Они дают детям-аутистам определенные надежды, поскольку используют новейшие данные, полученные в исследованиях роли моторного поведения в развитии речи и социального взаимодействия.

Команда ученых под руководством Макклири начала работу над новым исследованием, основанным на выявленных по результатам обзора закономерностях. Задачей нового исследования является создание новых способов лечения, направленных в первую очередь на развитие тех аспектов социального взаимодействия и речи, которые нарушены у аутичных детей.

По словам Макклири, «На наш взгляд, сейчас эта область исследований приближается к важной поворотной точке своего развития, после которой возможен значительный прорыв в понимании того, с чем связаны нарушения коммуникации у людей, страдающих аутизмом. Будут найдены способы интервенции и лечения, которые позволят существенно изменить жизнь и общение с окружающими для тех детей, которым сложно пользоваться устной речью».

Представители НКО «Аутистика» считают, что «Около 80% родителей, обратившихся к нам за консультацией по поводу их аутичных детей, были готовы к тем или иным курсам занятий с детьми сразу же после постановки диагноза. Работа профессора Макклири показала, насколько важным для любой интервенции является ее обоснованность научными исследованиями, а также то, что наиболее эффективные подходы основаны на реальном понимании развития и его нарушения при аутизме».

По мнению родителей шестилетнего мальчика-аутиста Альфи, который не пользуется речью, «необходимы научные подтверждения действенности того или иного способа интервенции. Это позволит сконцентрировать наши усилия на каком-то одном методе, который даст нам надежду на то, что наш сын заговорит».

Литература:

Joseph P. McCleery, Natasha A. Elliott, Dimitrios S. Sampanis, Chrysi A. Stefanidou. Motor development and motor resonance difficulties in autism: relevance to early intervention for language and communication skills // Frontiers in Integrative Neuroscience, 2013; 7 DOI: 10.3389/fnint.2013.00030.