Дети лучше знают, как помогать взрослым

Дети лучше знают, как помогать взрослым

Дети в возрасте трех лет могут оказывать помощь, рассуждая при этом совсем по-взрослому. Они могут учитывать вашу изначальную просьбу, но если они считают, что знают что-то лучше вас, то помогут вам так, как считают нужным.

Несмотря на то, что маленькие дети любят помогать старшим, многим может казаться, что их помощь организована достаточно просто. Вы просите их сделать что-то - например, принести книгу - и они это делают. На самом деле, как показала новая статья, опубликованная в журнале Developmental Psychology, дети в возрасте трех лет могут оказывать помощь, рассуждая при этом совсем по-взрослому. Они могут учитывать вашу изначальную просьбу, но если они считают, что знают что-то лучше вас, то помогут вам так, как считают нужным. Такое поведение исследователи называют "патерналистской помощью".

В первом этапе исследования приняли участие 19 трехлетних детей. Перед ними располагались пары объектов - один из них функционировал нормально, а второй был испорчен. Например, это были целая чашка и чашка с дыркой в дне. Экспериментатор указывал на одну из чашек и просил ребенка: "Дай мне, пожалуйста эту чашку, чтобы я мог налить в не воды". В эксперименте оценивалось, будет ли ребенок игнорировать указание взрослого на испорченный объект и давать ему другой, функционирующий нормально.

Авторы исследования Алия Мартин и Кристина Олсон из Йельского Университета обнаружили, что ребенок протягивал экспериментаторуименно тот объект, который он и просил, в 97% случаев, если объект мог выполнять необходимую функцию, и в 32% - если он был испорчен. Получается, что в оставшихся 68% трехлетние дети делали не так, как их просили, а так, как правильно. Часто они поясняли свои действия, говоря, что из этой чашки вода выльется, а из этой - нет.

Возможно, дети просто предпочитают правильно работающие предметы? Вторая серия эксперимента, в которой участвовали другие трехлетки, предполагала, что экспериментатор может попросить как хороший объект, так и испорченный - например, чтобы выкинуть разбитую чашку. В таком случае дети давали экспериментатору то, что он и просил.

И наконец, в третьей серии исследования были получены еще более интересные данные о помогающем поведении детей. Экспериментатор просил детей дать им объект, чтобы он мог его использовать с необычной целью - например, вырезать чашкой круг из теста. В этом случае ему не важно, есть ли у чашки дно. Тогда дети давали экспериментатору то, что он и просил.

Таким образом, трехлетние дети способны к достаточно сложным рассуждениям и к пониманию конечной цели взрослого, в соответствии с чем они и действуют. Мартин и Олсон заключают: "Наши результаты показали, что в течение нескольких первых лет жизни дети уже приобретают достаточно сложное понятие о помощи. Они могут отличать конечные цели действий от ситуативных и могут адекватно оказывать помощь, даже если она в итоге не соответствует непосредственной просьбе".

Литература:

Martin, A., and Olson, K. (2013). When Kids Know Better: Paternalistic Helping in 3-Year-Old Children. Developmental Psychology DOI: 10.1037/a0031715