На излом

На излом

Чем для нас являются трудности, препятствия? Почему одни люди плывут по жизни как по течению реки, другие же идут как по глухому лесу, постоянно спотыкаясь? Кто-то (обычно из первых) мудро закатывает глаза смотрит в небо и говорит: «Такова судьба!» Судьбы, быть может, и такова, но это не повод биться головой о каждое дерево на своем Пути.

Чем для нас являются трудности, препятствия? Почему одни люди плывут по жизни как по течению реки, другие же идут как по глухому лесу, постоянно спотыкаясь? Кто-то (обычно из первых) мудро закатывает глаза смотрит в небо и говорит: «Такова судьба!»
Судьбы, быть может, и такова, но это не повод биться головой о каждое дерево на своем Пути.
Любые трудности следует рассматривать как некий потенциальный барьер, который необходимо взять. У любой ситуации есть причины, закладываемые нашими действиями, усилиями. Соответственно, эти ситуации могут нам давать силы для движения дальше, преодоления других препятствий. Например, удачная работа, брак, сделка. Это как посадить яблоню, поливать, ухаживать за ней, и наслаждаться яблоками.
Но часто мы загоняем себя в такие ситуации, где обстоятельства действуют против нас. Почему? В начальных условиях (приложенных для достижения результата) был некий изъян, недочет. Это может быть как закономерное развитие ситуации, так и наш просчет.
Таким образом, можно смотреть на трудности и сложные ситуации, как о сигналах неисправности. А любую неисправность необходимо исправлять, прикладывая усилия.
Если мы их прикладываем, то ситуация становится гармоничной и начинает приносить плоды. Если мы не разрешим ситуацию, то она остается подвешенной, сигналы становятся все настойчивее, их становится больше. И вот уже в пору сидеть и по старой русской традиции сокрушаться, почему же все так плохо. А дело лишь в том, что надо идти до конца, проламывать неудачи, сложные ситуации. Только так они становятся положительными и дают нам возможность идти вперед, к «светлому будущему...»
Проблемы проявляются в отношениях человека с обществом, в построении семьи, в его отношениях с детьми - от маленькой ячейки до большого мира. Ведь корень проблемы не в нехватке важности общества в глазах человека, а в недостатке чувства целостности, связанности с обществом в единый организм. Так, в древних племенах не существовало разделения на "Я" и "они". Невозможно, чтобы один обманул другого человека, ведь он - мой брат. У нас такого понятия нет, мы обводим вокруг пальца брата еще чаще, чем постороннего.

Перенеся вопрос в плоскость семьи, дома, необходимо отметить, что роль родителей здесь очень важна. Необходимо полное согласие всего общества идти путем интегрального воспитания. При поддержке общества в школах не будет духа соревнования, основанного на взаимном подавлении. Если мы меняем свой взгляд на общество, класс или группу, а также отношение к успеху, то все будет совершенно по-другому.

В школе нельзя ставить оценки и проводить экзамены. Оцениваться должна только степень участия ребенка в совместных действиях, мера его помощи и поддержки. Когда он вместе со всеми изучает природу с точки зрения ее глобальности и интегральности, то его поведение и оценка будут едины. Скажем, отношение к друзьям и отношение к предмету будут рассматриваться как одно целое. Будет все больше и больше междисциплинарных предметов.

Существуют исследования, показывающие, что в классах с дружелюбной атмосферой уровень успеваемости учеников более высокий. Они не работали вместе в группе, но личный результат каждого повысился. Иными словами, когда на эмоциональном уровне нам плохо, мы плохо учимся. Главный вывод подобных исследований таков, что обучение в группе более эффективно, чем обычное обучение, но до сих пор этому нет применения.

Глядя на природу и на свое состояние, мы понимаем, что выбора нет – мы должны быть связаны вместе, а иначе не выживем, не сможем развиваться. Поэтому воспитатели нового поколения должны объяснять детям необходимость объединения. Этим, с одной стороны, соблюдаются законы природы, а с другой стороны, вырабатывается привычка, чего не было при социализме. Там все строилось на подавлении желания человека, а цель нового воспитания - приучить его участвовать в жизни общества. Поэтому мы изначально на всевозможных примерах из природы и человеческого общества обучаем ребенка тому, что таков принцип гармоничной жизни, и мы, желая развиваться как человек, обязаны существовать как единый организм.

В данном случае "Я" ребенка не страдает, поскольку воспитатель объясняет ему, как достичь успеха за счет того, что он находится вместе с остальными. Сегодня даже в науке невозможно чего-то добиться без команды, без исследовательской группы. Ученые понимают, что успех зависит от степени объединения ее членов, их желания быть вместе в мыслях, стремлениях, склонностях. Раскрывающаяся сегодня глобальная природа обязывает нас.

Осталось только найти ненасильственный способ быть вместе. И чем лучше мы подготовим детей в школе, тем легче будет им в дальнейшей жизни.