Вопросы психологу онлайн: Агрессия в подростковом возрасте

Вопросы психологу онлайн

:

Агрессия в подростковом возрасте

Вопрос:

Доброго времени суток! Моя ситуация достаточно традиционна, но не менее болезненна от этого. Сыну 15-й год, вот уже второй год он резко "перестал" учиться, т.е. в оценках скатился до критического порога -от "2" к "3", хотя, проверяя его знания дома, мы убеждаемся, что они у него есть. Следовательно, он просто не отвечает учителям и не подобающим образом ведет себя на уроке. Пыталась выяснить - как, в ответ слышу только "Можем сказать одно - лентяй!". На попытки поговорить с сыном об этом, отвечает: "Я никому не желаю подчиняться, мной никто командовать не будет, а не то возьму биту и...." 
Больше всего меня страшит то, что агрессия идет почти на все - на выполнение каких-то обязанностей     (дома со скрипом, а в школе - почти ничего не делает), на то, что нужно подчиняться общепринятым законам. На вопрос "А как же ты пойдешь в армию?" "Если меня там будут заставлять - возьму автомат и всех перестреляю". 
Дома мы всегда старались договариваться с ним, каких-либо физических мер воздействия не применяли     (в детстве раз, правда, шлепок по попе иногда получал). Больше всего меня радовало то, что со мной он вел     (да и сейчас еще ведет) достаточно доверительно     (но не сообщая о том, что, по его мнению, может меня расстроить). 
Я действительно боюсь его выплеска агрессии и слома в армии, боюсь беды     (разве их мало сейчас с солдатами!). Как на это можно повлиять сейчас? 
Заранее благодарю. 
С уважением.

Ответ (Юргина Н.):

Здравствуйте, Марина.
Ваш сын становится взрослым. Его поведение сейчас пугает, он агрессивен и вспыльчив   (кстати, Вы не указали важный момент, Ваш сын только обещает проявить физическую агрессию, или на самом деле дерется, все крушит и громит. Я буду исходить из Вашего текста – Вы пишите, что он говорит то, то и то). 
На самом деле его крик: «я возьму биту…» содержит совершенно иной смысл: «Меня никто не понимает, мир устроен не правильно, я – один. И вместо того, чтобы помочь мне, все равнодушно меня воспитывают». То, что он постоянно говорит об этом, говорит о глубине этого состояния, и о его желании быть услышанным, и в то же время о желании достичь покоя. 
Что такое возрастной кризис? Если очень грубо – это невозможность сопоставить то новое, что приходит в жизнь, с тем привычным и старым, что дает чувствовать себя защищенным.
Родным, участвующим в жизни подростка очень тяжело, но подростковый возраст труднее всего переносится самими подростками. Очень тяжело быть одновременно ребенком и взрослым. 
Хочется независимости и права принимать решения. В то же время хочется, чтобы пожалели и поняли. Но показать это – «проявить слабость», так они считают. 
Он мучается от собственных противоречий, от собственного несовершенства, он злится в первую очередь на себя, а выплескивает эту злость на все что видит. Понимает, что не прав, и злится еще больше.
Дело не в том, что он вдруг из послушного ребенка стал таким плохим. Он растерян, потерян и очень недоволен собой. А впереди уже маячит взрослая самостоятельная жизнь, она с одной стороны притягивает, а с другой - дико страшно. 
С подростком ни в коем случае нельзя воевать. Или он чувствует, что Вы – рядом, что Вы принимаете его, Вы на его стороне. Или, если он чувствует Вас «напротив», «в чужом лагере» - это постоянные конфликты, угрозы и шантаж   (в данном случае, его заявления: «всех перестреляю» как раз и есть шантаж».
Его сейчас не интересует Ваш взгляд на жизнь и на его поведение. Ему важнее, чтобы Вы поняли его взгляд. 
Ему не нужно, чтобы Вы говорили. Ему нужно, чтобы Вы выслушали. 
Он не воспринимает сейчас опыт взрослых, он приобретает свой опыт – на своих шишках и ссадинах.
Ваша позиция должна быть сопричастной, сострадательной, но достаточно невмешательной   (конечно, если это не касается криминала, наркотиков и т.д.)
То, что у него сейчас двойки и тройки, это огорчает Вас, но для него сейчас главное – не это. Много людей плохо учатся, а потом нагоняют и перегоняют других в институте или уже во взрослой жизни. Это дело интереса – встретит он свое любимое дело или нет.
Проблема не в учебе. Проблема в нем. 
Сейчас самое важное – его самооценка и уверенность, что чтобы не случилось – у него есть дом и люди, которые его защитят.
Очень хорошо, что у Вас с сыном доверительные отношения. Потому, что обычно в этом возрасте авторитет родителей сводится к нулю. Самый оптимальный вариант, когда рядом с ним есть кто-то старше лет на 10, еще помнящий свои переживания, но уже достигший чего-то в жизни. К таким людям подростки очень охотно прислушиваются.
Что Вам следует делать? 
В первую очередь не надо его критиковать, указывать, что он не прав. Он и сам это знает. Он и сам собой не доволен, а если это усугубляется Вами, то ему становится совсем плохо. 
Не давите на него с учебой. Пусть сам разбирается. Пусть сам почувствует ответственность   (а он ее почувствует). Я знаю людей   (да и Вы тоже), которые не закончив в свое время школу, сейчас являются известными высококлассными специалистами. Все будет в свое время. Сейчас самое главное, чтобы он верил в себя  и знал, что Вы верите в него.
Очень хорошо действует, если подростков привлекать к какой-то деятельности   (конечно, если он в ней заинтересован), давая ощущение, что без него ничего не получится.   (Это может быть все что угодно – ремонт машин, сборка компьютера и т.д.) Дайте ему почувствовать себя значимым и важным – Вы удивитесь, какой будет результат.
Если Вы сможете поддержать в нем самоуважение, Вы откроете ему самую важную дверь в жизни.  Тогда ему уже ни страшны ни трудности, ни армия.