Психология личности: Психологический возраст (1;2)

Психология личности

:

Психологический возраст (1;2)

Психологический возраст.

Принцип первый: Основная тенденция созревания направлена на все большее приобретение личного опыта и расширение способностей.
Принцип второй: По мере созревания человек приобретает все большую способность разрешать конфликтные ситуации мирным и безболезненным путем.
Принцип третий: По мере созревания человек демонстрирует все большую независимость мыслей и суждений.
Принцип четвертый: По мере созревания человек испытывает все возрастающее чувства доброты и сострадания ко всему живому.
Принцип пятый: По мере созревания человека растет его вера в собственные силы и ясность осознания стоящих перед ним задач.
Принцип шестой: По мере созревания человека растет осознание им права окружающих на свободу самовыражения и личное счастье.
Принцип седьмой: По мере созревания человек испытывает все меньше страха перед неизвестным.


Первая стадия: грудной младенец

Характеристики:


Возраст: от рождения до шести месяцев.

Мировоззрение: «я» и «не я»; «не я», может выглядеть дружественно или враждебно.

Способности: беспомощность. Нуждается в полной заботе и внимании родителей.

Мысли и эмоции: ощущение связи с космосом; отсутствие абстрактного мышления;   деятельность   руководствуется примитивными эмоциями. Плач, крик, смех, бормотание.

Акцентирование внимания: стремление выжить. Требование пищи, тепла, заботы и безопасности. Деятельность, исследование себя и «не себя» в непосредственной близости.

Ценности: никаких.

Отношения и связи: с окружающими и доступными для манипулирования предметами.     Досексуальные.  Пережевывание всего, что попадает в рот.

Взрослый человек, остановившийся на стадии развития младенца

Мировоззрение:  «я»  и не я»: «не я» может выглядеть дружественно или враждебно. Человек, часто воспринимающий «не себя» как нечто таящее в себе опасность и пугающее, может быть чрезвычайно опасен. У него развивается тенденция к нападению и уничтожению всего, чего он не понимает. Подобным образом он склонен поступать и из чувства простого любопытства.

Способности: отсутствие критического анализа. Нуждаются в указаниях и руководстве. Зачастую предпочитают тюремное заключение приводящему их в замешательство внешнему миру. Действия и поступки отличаются беспомощностью.

Мысли и эмоции: эти выросшие младенцы обычно не знают, почему они поступают так, а не   иначе.   На вопрос судьи:   «Почему вы убили эту семью?» или «Почему вы обокрали этот склад?» они чаще всего отвечают: «Не знаю. Просто так». Абстрактное мышление отсутствует. Мышление грубое и конкретное. Действиями управляют примитивные эмоции: гнев, желание и страх. Ищут удовольствия и избегают боли.
Акцентирование внимания: выжить - прежде всего. Едят потому, что это необходимо для жизни, «Мне - первому», - основной лозунг во всем.
Деятельность: простая жизнь на задворках общества. Выполнение простой, чаще всего рутинной работы. Без руководства часто попадают е затруднительное положение. При отсутствии надлежащего контроля проявляют преступные наклонности.

Ценности: никаких. Что будет, если убить и расчленить человека? На подобный вопрос такой человек нередко ответит: «Давайте посмотрим. Может быть, интересно будет даже попробовать его на вкус».
В духовном плане взрослые младенцы зачастую оказываются вовлеченными в основанные на суеверном страхе действа, такие, как черная магия и поклонение дьяволу или сатанизм. Смерть   очаровывает   их. и они часто убивают животных и даже людей из одного только любопытства. Они известны своими пытками людей и животные. Это вызывает у них интерес.

Отношения: обеспечивающие возможность выживания. Сексуальная близость основана только на половом влечении. Воспринимают окружающих исключительно как средство для достижения собственных целей. При общении отводят взгляд. Искренних привязанностей не испытывают.

Примеры: члены так называемых эскадронов смерти: каннибалы, палачи и преступники с психическими отклонениями; поклонники сатанинских культов с человеческими жертвоприношениями;  отставшие  в  развитии, примитивные члены общества, люди с виду безвредные и вполне лояльные.

Примеры стран со значительным процентом взрослых младенцев среди общего числа населения: Сальвадор, Гватемала, Новая Гвинея, Перу, Румыния, Сомали Уганда, Кампучия. Это далеко не полный перечень.
Имейте в виду, что данный перечень отражает условия, сохраняющиеся в мире в настоящее время. Условия жизни постепенно меняются, и вместе с ними возрастает уровень зрелости населения перечисленных стран, народы которых составляют несопоставимое меньшинство по сравнению с населением земного шара.

Общая численность указанных народов не превышает одной двадцатой населения планеты.

Вторая стадия: делающий свои первые шаги малыш

Xарактеристики:

Возраст: от шести месяцев до четырех лет.

Мировоззрение: «я» и «другие мои»; параллельная игра «Я отделен от мамы, но завишу от нее».

Способности: делающий первые шаги малыш способен исследовать  все окружающее    его    в   непосредственной близости. Нуждается в постоянном руководстве и поддержке   людей   взрослых Способны  манипулировать  предметами, чтобы   выяснить силу авторитета родителей.

Мысли и эмоции: способны распознавать   элементарные  противопоставления, такие,   как «да»  и «нет», «хорошее» и «плохое»,  «черное»  и  «белое».  Абстрактное мышление   не развито. Например, понятие смерти не привязано к реальности. Эмоции сильные, ярко выраженные.

Акцентирование внимания: проверка собственной   независимости и авторитета каждого  из окружающих; изучение правил поведения, проверка их на прочность.

Деятельность: копируя отца и мать, учится говорить; подражая им,  играет во взрослых. Повторяет и пробует на прочность правила и нормы, внушаемые родителями. «Плита горячая, не трогай, обожжешься!»  услышал, проверил, запомнил. В домашней обстановке ищет комфорта и безопасности.

Ценности: представление о ценности как таковой отсутствует; воспринимается лишь ценность, определяемая матерью или отцом. «Мальчишки плохие. Девочки хорошие (и наоборот)», быть белым хорошо, негром плохо. Мальчики не плачут. Девочек нужно защищать».
Отношения: игры на плоскости с ровесниками. Непрестанно смотрят на окружающие их авторитеты, копируя соблюдение ими норм и правил поведения. Авторитеты всегда правы, потому что именно от них исходит проявление любви, одобрение и наказание. Восприятие окружающего досексуальное.

Взрослый человек, остановившийся на стадии развития
делающего свои первые шаги малыша.

Мировоззрение:   «я» и «другие мои». Люди взрослые, остановившиеся на этой ступени развития, хотят быть на кого-то похожими. Они хотят иметь такую же машину, носить такую же одежду и есть ту же пищу, что и их соседи. Они стремятся быть благопристойными членами своего сообщества. Им нравится безопасность, доставляемая знакомой пищей и похожим на них самих окружением. Они боятся того, кто отличается от них, и, как следствие, являются плохими путешественниками. Испытывают слепую приверженность установившимся традициям и предубеждение против внушающих опасения «других», выглядящих и поступающих «не так». Оказавшись вне привычного окружения, испытывают замешательство, забывают о своих правилах и нормах поведения и зачастую поступают совершенно непредсказуемым образом.

Способности: взрослые малыши способны тщательно придерживаться полученных инструкций. Они добросовестно следуют букве закона, но не понимают его сути. Они предпочитают свое сообщество и испытывают безотчетный страх перед огромным внешним миром. Они способны выполнять привычные задания, но избегают всего, что требует независимого, нетрадиционного мышления.

Мысли и эмоции: взрослые малыши стремятся следовать мыслям стоящих над ними авторитетов, не задавая при этом лишних вопросов, «Я всего лишь исполнял приказ, расстреливая демонстрантов». Они испытывают замешательство, сталкиваясь с идеями, отличными от тех, на которых они воспитывались, «Что плохого в рабстве? Ведь так было всегда». Отличаются парадоксальностью суждений, среди которых «возлюби ближнего своего» мирно уживается с обещанием «я тебя в порошок сотру». Мышление в высшей степени негибкое, ортодоксальное и традиционное. Мыслят категориями «хорошее» и «плохое», «правильно и неправильно», с отсутствием полутонов.


Сталкиваясь с верованиями, традициями и обычаями, отличающимися от их собственных, неизменно воспринимают их как «плохие» или «ниспосланные дьяволом». Новые мысли пугают и вызывают подозрения, как несущие явное или скрытое «зло» или «дьявольское искушение», от чего следует поскорее избавиться. Логика обычно представляет собой не что иное, как эмоциональные привязанности или чувства, маскируемые под мысли или идеи.

Акцентирование внимания: основные усилия таких взрослых направлены на изучение правил и их проверку, они, не анализируя, воспринимают нормы, правила и указания всего, что является для них авторитетом, будь то Библия, начальник по работе, министр, лечащий врач, полицейский, главнокомандующий или политический деятель. Они провозглашают законность, но очень легко ее разрушают и становятся на путь преступления. При этом они обычно не берут на себя ответственности за совершаемые преступления и пытаются переложить вину за них на какие-то, не зависящие от них, обстоятельства, «Черт попутал», - типичный для них ответ в подобной ситуации. Основной акцент манеры поведения всегда направлен на изучение правил поведения и их последующую проверку на прочность.


Деятельность: этим людям нравится быть большой рыбой в маленьком озере. Они предпочитают вести жизнь в пределах привычной для их представлений замкнутой системы, клуба, церкви, общественной группы. Путешествия являются для них стрессогенным фактором, и обычно они довольствуются обычаями и пищей мест, хорошо им известных. Они стремятся предотвратить любые перемены или реформы и, скорее, склонны перевести стрелки часов назад, «к добрым старым временам». Они могут быть не-заменимы при выполнении определенного рода работ, но не способны к творческому мышлению. Наиболее подходят для бюрократической сферы деятельности.

Ценности: взрослые малыши беспрекословно воспринимают ценности, преподнесенные им признанными авторитетами: «Если согрешишь - попадешь в ад». Наказание неизбежно. Они почитают власть, но лишь потому, что она несет с собой наказание за проступки. Они почитают устои государства, существующий порядок и стерильную чистоту природы, где для них все понятно и знакомо. Они не мучают себя вопросами и не философствуют над истинным значением слова.
В духовном плане они без лишних вопросов принимают веру, в которую обращены. Они воспринимают  религию как систему мери взглядов, направленных на поддержание существующего правопорядка. Они следуют букве Священного писания, дословно воспринимают наставления  служителей  церкви  и безжалостно бичуют еретиков. Религиозные взгляды язычников считаются ими законным основанием для объявления им войны. Инакомыслящего следует или уничтожить, или обратить в свою веру.


Таких людей чрезвычайно страшит перспектива собственной смерти, и они делают все возможное, чтобы избежать ее или, закрыв на нее глаза, притвориться, будто подобная участь способна обойти их стороной. Старость пугает их, поскольку, с их точки зрения, несет с собой неустойчивость положения в жизни, немощность, болезни и  полную зависимость. Интересно, что в старости они действительно зачастую становятся совершенно беспомощными и зависимыми от окружающих.

Отношения: люди взрослые, остановившиеся на стадии развития делающего первые шаги малыша, в разговоре с трудом выдерживают прямой взгляд собеседника и часто пугаются людей,   особенно  если   они незнакомы.   Они не допускают мысли о том, что дети их могут хоть чем-то отличаться от них самих. Они страшатся всего, что их окружает, включая и их собственное тело. Они склонны рассматривать свое тело как нечто лежащее вне сферы их ответственности и искренне стремятся «быть хорошими», беспрекословно выполняя все указания их лечащего врача. Они не способны воспринять идею о том, что их чувства и мысли могут как-то повлиять на развитие их болезней.


Дикая природа у таких людей вызывает ужас, и они предпочитают видеть вокруг себя чистые мощеные улицы и строгие линии выстроившихся аккуратными рядами зданий.
«Животные безопасны только в зоопарке и на ферме». Все, что их окружает, непременно должно быть тщательно вымыто и вычищено как от пыли, так и от разносящих заразу микробов.


Секс рассматривается ими как выполнение супружеского долга, необходимого для продолжения рода. Эта стадия развития человека является досексуальной, и поэтому любое его сексуальное поведение инфантильно по своей природе. Сексуальные отношения кажутся таким людям смешным, если не непристойным занятием, и обычно остаются очень незрелыми.


Отношения их к пище день ото дня остается неизменным, разнообразия блюд практически не требуется: при этом пищу они предпочитают хорошенько прожаренную и с небольшим количеством специй. Импортные продукты воспринимаются пренебрежительно. Такие люди едят то, что им полезно, а не то, что нравится.

Примеры: члены сект, придерживающихся отрогах ортодоксальных религиозных и философских  взглядов:  расистские фанатики; бюрократические правительства: коррумпированные чиновники; жители малых отрезанных селений, рассматривающие внешний мир как таящий в себе зло и опасность; люди, страшащиеся козней повсюду подстерегающего их дьявола; люди, считающие, что только они сами и группа приближенных к ним будет сохранена и спасена во время  каких бы то ни было глобальных перемен и катаклизмов; гуру и культовые наставники, требующие   полного   повиновения себе и сурово наказывающие тех, кто осмелится нарушить устанавливаемые ими порядки; все ведущие консервативный, примитивный образ жизни и делающие все, что им говорят.

Примеры стран со значительным процентом среди общего числа взрослого населения, оставшегося на уровне развития делающего свои первые шаги ребенка: Иран, Ирак, Соединенные   Штаты   Америки (особенно южные регионы и Средний Запад), Колумбия, Марокко, Непал, Индия, Китай, Южная Африка.

В настоящее время количество этих людей составляет примерно одну пятую от общего населения земного шара. Как уже упоминалось, всем им хотелось бы объединиться в одно их собственное сообщество.

далее>>