Психология личности: Психологический возраст (3;4)

Психология личности

:

Психологический возраст (3;4)

<<начало  

Третья стадия: подростосток

Характеристики:


Возраст: примерно от пяти до двенадцати лет.

Мировоззрение: «Я» «ты» и «я собираюсь тебя победить». В этом возрасте дети общаются с окружающими напрямую, но обычно говорят лишь о том, что их интересует. Они хотят взять ситуацию под контроль и проверяют силу своих недавно открытых для себя способностей, расширяющихся по мере возрастания ощущения собственной независимости. Обычная точка зрения в этот период: «Жизнь - очень занимательная штука, и я хочу узнать ее всю».

Способности: в эти годы ребенок еще более расширяет границы своей вселенной. Теперь она простирается за пределы того, что видят и слышат его родители. Они способны пускаться в самостоятельные путешествия, где их сопровождает минимум надзора и руководства со стороны родителей. Тело ребенка крепнет, наливается силой, которой он незамедлительно торопится померяться со сверстниками, участвуя во всевозможных соревнованиях, со всевозрастающей долей выдумки и фальсификации они соревнуются друг с другом и в демонстрации своей удали в социальном плане.

Умственные способности ребенка возрастают, и он сравнивает их с возможностями остальных детей. Постепенно завоевывая себе независимость, они начинают обращать внимание на свою внешность и отличительные черты окружающих.

Мысли и эмоции: в эти годы ребенок приобретает способность мыслить абстрактными категориями.  К примеру, годам к девяти он начинает понимать приходящую со смертью конечность жизни. Вместе с абстрактным мышлением приходит способность мыслить самостоятельно, независимо от родителей или других авторитетов. Ребенок проявляет все больше хитрости и изобретательности в отражении их попыток взять под контроль его собственный мир. Стремясь высвободиться из-под безграничной власти довлеющих над его поступками эмоций, в более старшем возрасте ребенок ассоциирует свои мысли с чувствами и становится способным понимать такие вещи, как, например, задержка вознаграждения: «Если я сэкономлю подаренные деньги, я куплю себе велосипед».

Акцентирование внимания: у детей старшего возраста внимание акцентируется на распространении своего влияния на все, что их окружает. Они стремятся к соревнованию и хотят участвовать е чемпионатах не только в масштабах своей школы, но и всего района, города. Они хотят победы.

Деятельность: теперь дети демонстрируют творческие способности и таланты, не различимые у них в более младшем возрасте. Они стремятся что-то делать своими руками, играть на музыкальных  инструментах, петь, участвовать в крупных соревнованиях и начинают приобретать определенный лоск. Они приобретают такие вещи, как одежду, спортивное снаряжение и сложные, требующие воображения игрушки. Они обращают внимание на то, какой у них велосипед, лучше он или хуже, чем у его приятелей. Для них начинают приобретать значение детали их манеры поведения: столь же они спокойны и невозмутимы или, наоборот, дерзки и решительны, как их товарищи. Они хотят всеобщего признания, хотят быть среди лучших.

Ценности: в этом возрасте ребенок начинает формировать свои собственные моральные ценности. Мнение родителей и других авторитетов все еще имеет на них сильное влияние, но поскольку теперь они уже обладают способностью мыслить абстрактно, они имеют возможность попытки выработать собственный взгляд на вещи.

Сверстники зачастую вынуждают их изменить лояльности к родителям в пользу интересов их компании или какой-то социальной группы. Эти новые ценности дети пытаются испробовать на своих родителях и проверить их реакцию. В эти годы дети узнают, как эффективнее   всего использовать ложь. Там, где менее взрослый ребенок за недостатком способности к фальсификации обращается к прямой лжи, дети более старшего возраста проявляют настоящее мастерство в хитрости и обмане. Это дает им определенное ощущение собственной силы. Однако большинство детей только заигрывают с этой силой.

Отношения: в этом возрасте отношения и контакты приобретают в жизни ребенка чрезвычайно   большое значение. Однако они в основном касаются повседневных занятий ребенка: сравнение  поведения сверстников, обмен чувствами и ценностями. Здесь также проявляется состязательный характер ребенка. Он знакомится с совершенно новым ощущением установления и исследования контактов вне привычных домашних стен. Эти отношения зачастую представляются ребенку очень сложными и интересными, хотя и не содержат в себе большой доли сострадания или взаимопонимания. В эти годы дети могут проявлять друг к другу чрезвычайную жестокость.

Взрослый человек, остановившийся на стадии развития подростка

Мировоззрение: люди   остановившиеся в своем развитии на уровне подростка, во всем проявляют заложенный е них дух соперничества и стремления к победе. Им нравится ходить по головам окружающих и ощущать себя   победителем. Они твердо уверены, что в каждой игре должен  быть проигравший, и не хотят оказаться на его месте. Они делят весь мир на победителей и побежденных, сильных и слабых, богатых и бедных. Они шумны, амбициозны и дергают за все поводья, лишь бы оказаться впереди. С их точки зрения, жульничество и обман для достижения   успеха вполне оправданы. Жизнь - это сплошное соревнование, и победа в нем очень заманчива.

Способности: эти люди зачастую оказываются во многих вещах весьма компетентными и обладают развитым чувством дипломатичности, позволяющим им выходить без потерь из любой ситуации. Они могут быть настоящими мастерами в общении с окружающими и обычно добиваются своего, говоря людям именно то, что те хотят от них услышать.

Мысли и эмоции: взрослые люди, остановившиеся в своем развитии на уровне подростка, значительно  более рациональны, чем их собратья, застывшие на более низкой ступени развития.   Они знают, как пользоваться убеждением и умело преподнесенной, ловко выстроенной системой аргументов. Они знают, как избежать подводных рифов в беседе, и умеют контролировать ее течение. Они способны наперед просчитывать свои ходы. Иногда создается впечатление, что в них начисто отсутствуют сердце или чувство сострадания; все, кажется, имеет для них свою цену. Они редко прислушиваются к голосу эмоций и обращают все свое внимание на то,  что происходит вокруг них. Оказавшись в сложной ситуации или в затруднительном положении, они склонны решать проблему одним махом, не откладывая дело в долгий ящик.

С работой предпочитают справляться самостоятельно, не обращаясь за помощью к окружающим. Обращение к кому-то за помощью заставляет их чувствовать себя побежденными. Психотерапию они считают предназначенной только для лечения людей с умственными отклонениями, но уж если им   все  же   приходится   обратиться   к консультанту, они выбирают себе только врача самого высокого уровня. Свои мысли и взгляды они склонны сознательно преподносить в запутанной и сложной для понимания манере, зачастую «украшая» ее жаргонными словечками, что, по их мнению, должно произвести впечатление на окружающих.

Акцентирование внимание: все внимание людей взрослых, остановившихся в своем развитии на уровне ребенка подросткового возраста, направлено на достижение победы - победы любой ценой. Люди этого развития пытаются навязать свою точку зрения собственной непоколебимой напористостью, преследованием   оппонентов,   запугиванием их, подтасовкой фактов, подкупом - всеми доступными им способами. Их внимание сконцентрировано исключительно на победе, славе, богатстве, общественном положении и власти.

Деятельности  взрослые  подростки почитают славу и богатство и выше ставят внешность человека, нежели его внутреннее наполнение. Если они не богаты, им крайне важно выглядеть  респектабельными  и  подняться по общественной лестнице посредством выгодной женитьбы или иным способом. Они тратят много усилий на то, чтобы иметь презентабельную внешность, ездить на представительной машине, жить в престижном квартале и вращаться   во   влиятельных   общественных кругах. Эти люди способны очень упорно работать, иногда по шестьдесят-восемьдесят часов в неделю, чтобы добиться успеха и вырваться вперед, даже за счет сокращения времени, уделяемого семье.

Взрослые, оставшиеся на уровне развития подростков

Мировоззрение: тщательно  вникают вовсе, с чем им приходится иметь дело. Им нравится путешествовать, особенно если это каким-то образом  можно  связать  с освоением новых территорий или повышением общественного статуса.

Способности: они способны проявлять чрезвычайную гибкость в смене своих привычек, связанных с питанием и сексуальным партнером. Иногда из чистейшего любопытства они изучают различные культурные традиции и религии. Собственные взгляды на подобные вещи они также способны изменить довольно быстро, если это обещает какую-то выгоду немедленно или определенный рост в отдаленном будущем.

Ценности: люди на этом уровне развития ценят все, что можно сосчитать или потрогать. Их девизом вполне мог бы стать следующий: «Отдай жизнь за то, чтобы выиграть как можно больше  побрякушек». Их ценности  включают  в себя упорный труд ради того, чтобы любой ценой оставить окружающих далеко позади, приобретение представительной внешности, пусть и в ущерб внутреннему содержанию, и достижение высокой продуктивности своего труда» выраженной в материальном эквиваленте.

Внутренняя жизнь ценности не имеет; важно лишь ее внешнее  проявление. В духовном плане эти люди могут иметь несколько точек зрения. Первая: «Поскольку бога нет, и жизнь заканчивается с нашей смертью, значит, каждый в этом мире - сам за себя». Вторая: «Господь любит победителей. Он их прощает. Стремись к победе - и он будет на  твоей   стороне»    Третья: «Есть Бог или нет - сходить в церковь никогда не помешает. Да и для бизнеса неплохо, если тебя увидят в таком месте».

Взрослые   подростки   всегда   чувствуют себя неуютно, когда речь заходит о смерти. Они подсознательно воспринимают смерть как поражение, проигрыш и пытаются укрыться от нее эвфемистическим ее отрицанием, таким, например, как пожелание быть похороненным где-нибудь на вершине высокого холма, откуда  открывался бы живописный вид, или требование сохранить их тела такими, как при жизни. Эти люди очень озабочены своей внешностью и производимым  ими  впечатлением, и они любой ценой стремятся выглядеть молодыми и бодрыми. Старость - это проигрыш. Залысины и седина на висках - поражение. Именно эти люди прибегают к пластическим операциям для поддержания иллюзии молодости.

Отношения: люди взрослые, остановившиеся в своем развитии на уровне подростка, формируют свои отношения в зависимости от того, что перед ними стоит на повестке дня. Этот муж (жена)  обеспечит  мне  общественное  положение. Этот друг будет способствовать моей карьере».

Отношения с окружающими у них редко бывают равными, поскольку кто-то непременно должен   быть победителем в повседневной борьбе за пальму первенства, а кому-то суждено стать побежденным им, в лучшем случае уступить пьедестал почета. Эти люди зачастую смотрят в глаза   собеседнику,   но в основном с целью оказать на него давление и для придания большей убедительности своим словам. Если разговор переходит на предметы более личного характера, зрительный контакт чаще всего прерывается.

Животный,  растительный  мир и природная окружающая среда рассматривается ими как источники,   подлежащие  дальнейшему освоению. Основное отношение к земле - потребительское.

Примеры: множество обычных людей, стремящихся к тому, чтобы сколотить капиталец и оставить окружающих далеко позади; промышленные магнаты: охотники за удачей: золотоискатели;   различного   рода завоеватели; миссионеры; большинство политиков и государственных деятелей; средние слои общества, нуждающиеся в наставлениях рекламы; специалисты, рас- сматривающие   величину   заработка и общественное положение как основные ценности жизни: ученые, академики и профессора с репутацией ярых сторонников своих идей, закостеневшие в очаровании выдвинутых ими теорий; гуру и  духовные наставники,  ищущие личной власти и полного подчинения своему контролю; многочисленные сектантские лидеры, вступающие в половые отношения со своими последователями и пользующиеся своим служебным, финансовым и иными преимуществами.

Примеры стран  со  значительным процентом среди общего числа взрослого населения, оставшегося   на уровне развития подростка: Германия, Япония, Соединенные Штаты Америки (особенно  Южная  Калифорния, Вашингтон, округ Колумбия и большая часть восточного побережья),   Испания,   Франция,   Корея,   Филиппины, Венесуэла и Кувейт. Людей подобного типа можно  найти в  каждом уголке мира, но они предпочитают страны капиталистической ориентации,   пользующиеся   определенным   влиянием. Составляют они приблизительно одну третью часть от общего населения Земли.

Четвертая стадия: юноша


Характеристики:

Возраст: от 13 до 19 лет (могут встречаться и 35-летние; период юношеского становления зачастую имеет затяжной характер).

Мировоззрение: «я» и «ты».   «Я знаю, что ты чувствуешь. Я знаю, какие чувства ты испытываешь ко мне». Основная  точка   зрения   юноши: «Жизнь стала более сложной, и у меня появился миллион вопросов. Я ищу на них ответы и буду искать их во всем, что меня окружает, Я  чувствую, что меня не понимают, и сам не понимаю себя.

Способности: молодые люди этого возраста обладают высокоразвитыми способностями и физической зрелостью в том смысле, что они могут проявлять высокую сексуальную активность.   Их действия основываются на возросшем уровне мыслительных способностей, и   они  демонстрируют   настоящий талант в  музыке, рисовании и приготовлении пищи. Если они не чувствуют недомогания, они способны принимать самостоятельные решения при минимальном наставничестве родителей. Когда это необходимо, они могут вести независимую от родителей жизнь. Они в полной мере обладают способностью формирования собственной точки зрения и все чаще вступают в противоречие с родителями, чтобы завоевать еще большую независимость.

Мысли и эмоции:  молодые люди этого возраста обладают способностью к сложному и развитому  абстрактному   мышлению.   Они  достигают полного в функциональном отношении развития мыслительных способностей и приобретают философский взгляд на вещи. Мысли их направлены   на   познавание   всего   нового   и испытывают глубокое воздействие со стороны эмоций,  направляемых  созревающими  половыми  гормонами. Эти основанные на чувствах мысли по своей природе зачастую в высокой степени идеалистичны. Временами интенсивность выплескиваемых  эмоций  берет верх над разумом, и молодые люди в своих поступках, к глубокому  своему  огорчению,   моментально регрессируют до уровня раннего детства. Это делает поведение  молодого человека нестабильным и сложным для понимания окружающими. Мысли молодых  людей   в  этом возрасте зачастую направлены на попытку разобраться в эмоциях окружающих и своих собственных. В сложных ситуациях они теперь чаще обращаются за советом не к родителям, а к другим людям более взрослого возраста.

Акцентирование внимания:   действия   молодого   человека этого возраста, основывающиеся на повышенной эмоциональной экспрессивности, направлены на расширение пределов собственной   независимости,   экспериментирование   и удовлетворение своего любопытства. Основным акцентом является дальнейшее эмоциональное развитие, синтезированное с рациональным   мышлением. Когда   это будет достигнуто, юноша поднимается на уровень развития взрослого  человека.  Помимо того, внимание молодого человека сосредоточено на осознании своей индивидуальности в плане сексуального развития.

Деятельность: в своей основе направлена на дальнейшее физическое и интеллектуальное развитие,  творческое самовыражение и осуществление идеалистических социальных реформ; начинает проявляться способность к решению задач,  требующих личной ответственности за их результат.

Ценности:  проверка и соперничество с окружающими авторитетами, идеалистическое реформирование, идеалистический взгляд на окружающих, испытание себя опасностью, секс, природа и окружающая среда, споры и способность аргументирования,  отношения со сверстниками, досуг, новые идеи, искусство, музыка и философия. Они либо склонны переоценивать, либо, наоборот, недооценивать свое физическое совершенство и обычно вступают в борьбу со своим телом.

Отношения: молодые люди общаются друг с другом в эмоционально фальсифицированной манере. Они создают для себя узы глубокой привязанности, способной сохраняться на протяжении всей дальнейшей жизни. Если их не захлестывают эмоции, молодые люди вступают друг с другом в глубокий зрительный контакт. В их общении неизменно присутствует сильнейший компонент эмоциональности, по уровню своей интенсивности позволяющий сравнивать отношения молодых людей разве что с эмоциональной насыщенностью мыльных опер. Их отношения отличаются  крайней нестабильностью и развиваются в соответствии с эмоциями, переживаемыми   в  данную минуту.  Сознание молодых людей переполняют мировые проблемы, и они ощущают внутреннюю ответственность за их решение, реформирование и переориентирование условий жизни на благо окружающих. Они пытаются расправить крылья в сфере сексуальных отношений. Очень часто они принимают активное участие в общественных движениях в защиту окружающей среды и прав человека и животных, считая себя ответственными за их боль и страдания.

Взрослый человек, остановившийся на стадии развития юноши

Мировоззрение: люди, остановившиеся на уровне развития юноши, очень восприимчивы к чувствам окружающих. Эмоционально они отождествляют себя с другими людьми, что значительно облегчает развитие их глубоких, продолжительных взаимоотношений. Однако эти взаимоотношения нередко и осложняются, поскольку они не всегда способны точно определить искренность и направленность питающих их чувств. Обычная точка зрения: «Жизнь сложна и вовсе не так весела, как кажется. В мире столько несправедливости, а меня, к тому же, никто толком не понимает. Может, я действительно ненормальный, раз никто не способен принять   меня и  мою точку зрения. Но ведь где-то должны быть ответы на эти вопросы, и я буду искать, пока не найду   их». У этих взрослых юношей зачастую возникают сложности с самоуважением, поскольку они не знают своего места в этом мире.

Способности: схожие в своих поступках с юношами, взрослые люди обладают высокоразвитыми индивидуальными способностями, которые позволяют им достичь заметных высот во многих  областях  жизни и сделать значительный вклад в развитие человечества. Проявление ими своих способностей облегчается их обостренным восприятием окружающего мира и чувством личной ответственности за проведение в жизнь прогрессивных мероприятий и реформ. Они не боятся выразить несогласие с политикой их правительства, компании или основами религии. Их не страшит большая арена действий, и они готовы для вступления в политическую борьбу или к разрешению проблем мирового масштаба. Они, как правило, упорно трудятся во имя принципов, в которые верят, зачастую получая за свою работу более чем скромное вознаграждение. Деньги не стоят для них на первом месте и часто вызывают подозрение.

Мысли и эмоции: эти оставшиеся юношами взрослые люди очень идеалистичны в своих мыслях и нередко выступают основателями новейших философских и идеологических взглядов, направленных на искоренение существующей в мире несправедливости. Предлагаемые ими социальные реформы зачастую очень сложны и тщательно продуманы, но обычно содержат в себе изъяны, которые впоследствии их и разрушают. Творцы и созидатели, эти взрослые юноши эмоционально очень привязаны к своим идеям и нередко не жалеют ради них своей жизни. Тем не менее, они столь же открыты для восприятия и понимания идей и чувств окружающих.

Эмоциональная жизнь остановившихся на уровне развития юноши взрослых людей очень интенсивна, и они зачастую обращаются к психотерапевтическим и иным методам, помогающим им привести свои мысли и чувства в порядок. Они приветствуют любую помощь, если она способна дать ответы на мучающие их вопросы. В жизни их часто царит беспорядок, что затрудняет окружающим их понимание. Людям взрослым, остановившимся на стадиях развития более молодого возраста, понять их вообще невозможно.

Акцентирование внимания: у взрослых юношей внимание направлено на понимание себя и окружающих. Следовательно, они прежде всего сориентированы на развитие отношений и наполнение  их эмоциональным самовыражением. Они не сориентированы на славу и богатство, хотя на них каким-то образом может свалиться и то, и другое. Подобные вещи стимулом для них не являются. Они ориентированы на поиск ответов на свои действительно нелегкие вопросы и на чувство необходимости внести свой вклад в развитие мира.

Деятельность:   остающиеся   юношами   взрослые  люди могут быть высокоуважаемыми членами общества, показывая прекрасные  результаты  во всем, за что бы они ни брались. Однако их интересы зачастую уводят их в сферу искусства или в области служения людям, где они действительно способны почувствовать себя приносящими людям пользу. Они больше экспериментаторы и авантюристы, ведущие, как кажется, жизнь на грани риска. Они экспериментируют во всем, что попадается им на пути, - от приготовления пищи до секса, и постоянно подвергают сомнению традиционные подходы к изучению мир. Это понуждает их к исследованию различных религий, культур и философских взглядов. Их повсюду можно увидеть с плакатами в руках на демонстрациях за или против того, что вызывает всплеск их возмущения: ведение войны или дальнейшая разработка ядерного оружия.

Ценности: взрослые юноши часто ценят одиночество, время, когда они могут восстановить свои силы после очередного стресса, вызванного сложностями мира. Они ценят произведения искусства,  философию,  свободу самовыражения и свободу исследования жизни во всех ее проявлениях,   особенно  без   излишнего к ним внимания со стороны окружающих. Они дорожат новыми идеями и открытиями, и им нравится находиться рядом с теми, кто стремится к внутреннему развитию. Эти люди высоко ценят чувство личной ответственности за изменение мира. Их ценности включают в себя экологию и права животных.

В духовном плане взрослые  юноши  часто обращаются к религиям, направленным на общественное сознание или предоставляющим им возможность пребывания в тишине, одиночестве  и  медитации.  Они ищут в религии ответы на свои вопросы и требуют от церковных деятелей, чтобы те проводили в жизнь принципы, которые проповедуют. Часто они остаются агностиками, поскольку не понимают, почему Господь одобряет земные страдания.

Взрослые юноши проявляют большее спокойствие в восприятии смерти, чем люди, остановившиеся на более ранних стадиях развития. Они больше обеспокоены тем, что смерть настигнет их раньше, чем они успеют все выяснить и внести свой вклад в развитие человечества. Они часто страдают из-за неудовлетворенности собственным телом и нередко отказывают себе в физическом совершенстве. Однако с течением лет они воспринимают себя со все  большей терпимостью.

Отношения: если они не испытывают сильного внутреннего напряжения или приливов самоуничижения, люди взрослые, остановившиеся на уровне развития юноши, обычно поддерживают в разговоре хороший зрительный контакт. Как уже упоминалось, они поддерживают с окружающими глубокие, прочные, способные продолжаться длительный период времени отношения. Они понимают беды и чаяния людей, но не склонны ни воспринимать их как свои собственные, ни  перекладывать свои беды на плечи окружающих. Взрослые юноши испытывают привязанность к животным, поскольку способны эмоционально идентифицировать себя с ними. Они без труда  могут  установить контакт и со страусом, и с попугаем, и часто держат домашних животных.   Осквернение лесов и рек вызывает у них глубокое расстройство, и они уютнее чувствуют себя на лоне природы, нежели в толпе людей.

Примеры: реформаторы; терапевты; люди, живущие напряженной эмоциональной жизнью; учителя;  исследователи: люди,  интересующиеся  мировыми религиозными учениями; люди, ищущие возможности усовершенствования мира; интересующиеся метафизикой, астрологией, спелеологией и тому подобными вещами: участники антивоенных демонстраций и выступлений за   гражданские права; активисты, артисты, музыканты и художники, ощущающие себя общественным  рупором: либералы. В качестве личных примеров можно назвать Бетховена, Билла и Хилари   Клинтонов,   Боба   Дилана,   Эрнеста Хемингуэя, Карла Маркса, Тимоти Лири, Ширли Маклейн, Моцарта и Глорию Стейнем.

Примеры   стран   со   значительным процентом среди общего числа взрослого населения, оставшегося  на уровне развития юноши: Италия, Канада, Россия, Польша, Англия, Скандинавские страны, отдельные регионы Соединенных Штатов Америки, такие, как северо-западная и юго-западная их части. Эти народы составляют примерно одну треть от общего населения земного шара. Они также испытывают тяготение к организациям и сообществам, где они смогли бы найти взаимопонимание.

далее>>