Психология личности: Психологический возраст (5;6;7)

Психология личности

:

Психологический возраст (5;6;7)

<<назад

Пятая стадия: взрослый человек

Человек может считаться выросшим, если он не остановился  в  своем  развитии на одном из более ранних   этапов   и   поступает   как   взрослый. Таким образом,  здесь  приводится перечень характерных черт,   свойственных взрослому человеку. Многие из характеристик взрослого человека совпадают с теми, которые относятся и к юноше. Разницу составляет то, что, в отличие от юноши, действия человека взрослого не привязаны к его эмоциями Перспективы взрослого человека основаны на приобретенном опыте, а взгляд юноши еще свободен   от   шор.   Юноша   испытывает больше мучений, поскольку совершает больше ошибок и тяжелее переживает их последствия.

Возраст: от 20 до 75 (часто от 35 до 75, поскольку период юношеского становления нередко продолжается до 35 лет). Исследования человеческого развития показывают, что 35-летний возраст является поворотным в жизни человека. Именно в это время он оставляет попытки угодить своим родителям и переносит все свое внимание на достижение собственных целей. Такая   перемена зачастую сопровождается резким изменением карьеры, разводом, повторным вступлением в брак или переменой места жительства. Многие люди более старшего возраста считают, что именно  с этого момента они действительно начали жить.

Мировоззрение: «я», «ты» и «мы оба - часть чего-то большего». Точка зрения взрослого человека: «Я признаю, что мы оба - люди, и что ты имеешь право быть таким, какой ты есть. И я прошу тебя позволить мне быть самим собой. Иными словами - живи сам и дай жить другому».
Акцент внимания переносится с «деятельности» на «бытие». Количество уступает место качеству. Взрослый человек смотрит на жизнь как на игру страстей местного масштаба: «Жизнь проходит; радуйся хорошему и старайся не слишком расстраиваться, если что-то складывается не так, как надо. В каждой ситуации есть что-то поучительное. Вместо того, чтобы сопротивляться жизни, найди возможность приспособиться к ней и отбрось ненужные страдания. Я не могу причинить тебе вред, не навредив себе». Человек взрослый способен воспринимать всю картину окружающего целиком.

Способности: люди взрослые - способные ученики и знают, как без труда применить вынесенные из одной жизненной ситуации уроки к другой. Они научились воспринимать уроки жизни иг следовательно, научились быстро разрешать возникающие проблемы. Они приобрели мудрость и богатый опыт и не пойдут на поводу у трудностей,  если им не удастся их избежать. Они полагаются на свои собственные творческие способности и легко приспосабливают вынесенные   из   книг правила   к  сложным  жизненным ситуациям. Они верят духу закона больше, чем букве. Они могут взять в руки поваренную книгу, но предпочитают приготовить блюдо по своему рецепту, опираясь на собственный опыт и творческие способности.

Мысли и эмоции: взрослые люди достигли высоких результатов в уравновешивании своих эмоций с мыслями и действиями, две эти составляющие работают у них вместе, и такой подход к делу обычно является наиболее действенным в любой ситуации. Поведение человека взрослого,  в отличие от юноши, характеризуется стабильностью. Они в большей степени раскрепощены и не стремятся идентифицировать себя с заботами окружающих и мировыми проблемами. Вместо  проявления  сострадания,  они предпринимают конкретные действия, способные разрешить возникающую проблему. Они любят поспорить на философские темы, но предпочитают развивать  свой  собственный взгляд на вещи и понимание мира. Их подход к делу отличается конкретностью,   выявлением   сути   проблемы и одновременно дипломатичностью. Они могут быть развиты в интеллектуальном плане, но обычно изъясняются простым языком,  легко доступным для понимания.

В сфере эмоций у них, конечно, могут возникать проблемы, но они не боятся обращаться за помощью, если чувствуют, что это им необходимо. Они отлично понимают, что человек - это не остров, затерянный в океане, и что в основе удачно складывающейся жизни лежит сотрудничество с окружающими их людьми.

Акцентирование внимания: устремления человека взрослого направлены на развитие личности и внесение своего вклада в благосостояние окружающих путем моделирования поведения взрослого, зрелого человека. Они учат личным примером.

Взрослые люди могут быть бедными или богатыми, известными или остающимися в тени, обладать высоким  общественным  положением  или держаться от него подальше. Если они обладают богатством, известностью или властью, они владеют ими с грациозной тактичностью и  используют  их  на  благо людей, менее обеспеченных. Знают они и как насладиться этими вещами   самим. Их внутренним мотиватором служит стремление к духовному росту и взаимопониманию, внесение вклада в совершенствование мира и наслаждение радостями, которые несут с собой семья, друзья и доставляющая удовольствие работа.

Взрослые люди считают себя достаточно авторитетными и пристальнее всматриваются в себя в поисках ответов на вопросы человечества. Когда что-то не ладится, вместо обвинения в этом окружающих они склонны брать ответственность за происходящее на свои плечи и ищут возможность исправить положение.

Деятельность: устремления человека взрослого направлены на поиск работы, приносящей ему чувство удовлетворения, независимо  от уровня ее оплаты или прибыльности. Они предпочитают  сами   выбирать  удобные для себя часы для работы и выполнять ее с максимальной степенью независимости. Они работают настолько высокоэффективно, что выполняют больший объем работы за более короткий период времени, чем люди, остановившиеся на более ранних этапах развития.

Они знают, что окружающая среда дает им дополнительные силы, и стараются как можно больше времени проводить на природе.
Взрослые люди обладают врожденными талантами во многих областях человеческой деятельности  и  обычно знают, как добиться максимального результата при минимальных затратах сил. Они прекрасно чувствуют себя среди представителей всех слоев общества без необходимости причислять себя к той или иной социальной категории. Они держатся на равных и с человеком малообеспеченным, и с богачом. Они уважают культуру и обычаи других народов и находят их приемлемыми для себя и интересными (за исключением тех, которые проповедуют насилие).

Люди  взрослые любят занимательные игры и хороший отдых, им нравятся чувственные удовольствия. Любят они и послоняться без дела, напоминая собою сытно поужинавшего домашнего кота. Из-за этой склонности они нередко кажутся иным людям ленивыми бездельниками, поскольку не  тратят все свое время на работу. Это потому, что люди взрослые больше ценят «бытие», а  не «деятельность». Если они работают, то не жалея сил, не обращая внимание на пот, заливающий глаза, и въедающуюся в руки грязь. Вокруг них может царить беспорядок, но они точно знают, где что лежит.

Ценности: человек взрослый больше ценит сущность, нежели внешний лоск. Они скорее предпочтут куртку удобного, спортивного покроя, чем новомодный, но стесняющий их движения костюм. Им безразлично, что думают по этому поводу окружающие, раз сами они чувствуют себя удовлетворенными. Они приспосабливают нормы поведения к самым неожиданным ситуациям, в которых чувствуют себя не менее комфортабельно. Они умеют наслаждаться работой, досугом, общением с природой, дружбой, хорошей пищей, хорошими сексуальными отношениями, сочетающимися с полноценной близостью и приятным общением, высоко ценят свободу самовыражения, чувство личной ответственности, независимость, сочувственное отношение к природе, любят помечтать и поразмышлять о том, что ждет человека после смерти. Смерти они не боятся, и эта тема не вызывает у них внутреннего напряжения. Они рассматривают ее как определенный обряд перехода в новое качество, трансформацию, приспосабливающую их к новой форме существования.

Взрослые  люди   ведут   насыщенную духовную жизнь и могут не быть при этом людьми религиозными. Им  незачем искать утешения в церкви; они напрямую устанавливают духовное общение с великим и безбрежным. Они нередко обращаются к медитации и созерцанию, причем делают это неформальным и совершенно естественным для себя образом. Человек   взрослый   радуется своему телу, независимо от его внешнего вида; он рад, что оно такое, какое есть.

Отношения:   люди   взрослые   ведут себя сообразно своим чувствам, испытываемым ко всем  людям,  животным, растениям и самой планете - ко всему живому во всех его формах и проявлениях. Они осознают, что все это составляет часть одного целого. Подобная философия порождает  в  них чувство уважения ко всему живому, и принцип «живи и давай жить другому» составляет основу   их отношений с окружающими. Их отношения наполнены теплотой и взаимопониманием и способны продолжаться очень долго. Они не изобилуют характерными для юности   психологическими   драмами,   годящимися для сериалов и мыльных опер. Когда взрослые люди  прерывают  отношения  или  расходятся, они не опускаются до мести. В их восприятии окружающих   присутствует   взаимопонимание и уважение к чужой, отличной от их собственной точке  зрения.  В отличие от подростков, требующих, чтобы окружающие были похожи на них, люди   взрослые   приветствуют отличительные черты  в  каждом человеке и даже способны насладиться ими.

Иногда люди, остановившиеся на стадии развития юноши или подростка, склонны считать, что люди взрослые ведут себя так, будто не любят друг друга, поскольку не выказывают особой привязанности в своих отношениях. Переживая последствия разрыва романтических отношений, юноша приходит в негодование  в ответ на мудрое замечание родителей: «Ничего, переживешь. Ты   еще   молод».   У   взрослых  философский взгляд на отношения между людьми. Они остро ощущают  непостоянство жизни  и  готовы ко внезапным переменам, особенно связанным со смертью или переменой места жительства. Взрослые люди горько переживают утрату, но лишь еще с большим упорством погружаются в повседневные обязанности.
В общении они поддерживают твердый длительный зрительный контакт с собеседником.

Примеры:   некоторые   из   пользующихся нетрадиционными методами целители; чудаки и эксцентрики;  философы: духовные  наставники: огромное количество самых обыкновенных людей, стремящихся к духовному росту; любители природы; заботливые врачеватели животных; люди, обладающие способностью общения с природой; очень немногие из мировых лидеров, способных видеть  дальше границ своей местной политики; некоторые из сторонников движения  за экологию, имеющих конструктивные планы и способность видения общемировых проблем; музыканты, художники и писатели, создающие не подвластные времени шедевры: Марк Твен, Джон Майор, Уолт Уитмен.

Примеры стран со значительным процентом взрослых людей среди общего числа населения: Исландия, Швейцария, Финляндия, Голландия, Швеция, Дания, отдельные регионы России и Соединенных Штатов Америки. Ориентирующиеся на уровень развития взрослого человека страны чаще стремятся поддерживать нейтралитет в международных конфликтах. Люди взрослые присутствуют в населении каждой страны. Составляют они примерно одну десятую часть общего населения планеты. Где бы они ни жили, они повсюду стремятся объединиться в многочисленные сообщества единомышленников.

Шестая стадия: почтенный старец

Возраст: не имеет определенных границ. Некоторые люди никогда не достигают уровня развития старца, а иные, наоборот, поднимаются до него в очень раннем возрасте. Эти люди не имеют драконов, с которыми им приходилось бы вступать в противоборство. Они слишком заняты внесением вклада в развитие человечества.

Мировоззрение:  «мы»,  «когда  вижу тебя, я вижу себя самого». Для них не существует стоящих на повестке дня проблем. «Мне безразлично, что со мной будет, но не потому, что я себя не люблю, а потому что у меня нет никакого страха.  Когда я служу своему брату, я служу себе».

Способности:   старцы   обладают   опытом, мастерством    и   талантом.   Выполнение работы дается им без усилий. Они производят впечатление людей, обладающих спокойной силой, уверенностью в себе и могут найти подход к каждому. Они производят на окружающих успокаивающее действие и их присутствие вносит в напряженную ситуацию разрядку. Они обладают естественным авторитетом, и люди с уважением прислушиваются к их словам. Они способны сдвинуть горы, если это необходимо для достижения ими своих целей.  Но цели их всегда альтруистичны.

Мысли и эмоции:  старцам  доступны все уровни ментального функционирования. Они удерживают строгий баланс между своими чувствами, разумом и действиями. Они обладают загадочным  шестым чувством, позволяющим им познавать вещи, не поддающиеся объяснению. Они предощущают будущее и проявляют развитую интуицию. Они все знают о людях, даже о тех, с которыми им не доводилось встречаться. Они обладают истинной мудростью и заинтересованы только в правде.

Акцентирование внимания:   устремления   старцев  направлены на привнесение добра в сообщество людей.  Они отлично знают свои возможности, но их внимание сосредоточено не на самих себе. Мотиватором для них служит прекращение человеческого страдания и повышение уровня духовного развития.   Они добры, но тверды в своих намерениях, спокойны и  уверены в себе.

Деятельность: обычно - филантропия и наставничество, однако они способны выполнять любую работу.

Ценности: свобода и счастье грядущих поколений. Они трудятся на благо мира на Земле и высоко ценят упорную работу и истинную красоту.  Их не прельщают деньги, слава и власть.
Эти вещи не способны вдохновить их на что бы то ни было. Основным мотиватором для них служат духовные знания, однако это не имеет ничего общего с религией. Подобных людей окружающие воспринимают как мистиков и целителей.

Отношения:     внимание   почтенных старцев в меньшей степени сфокусировано на личных отношениях   и   направлено на развитие взаимоотношений между окружающими. Умирающий на улице мужчина или женщина - их находящийся при смерти брат или сестра. Ребенок в сиротском приюте - их сын или дочь. Они в меньшей степени отдают свое внимание какому-то конкретное человеку и посвящают себя служению человечеству. Животные также являются их братьями и сестрами, и старцы умеют разговаривать с ними и понимают, чего те хотят, дерево – их двоюродный брат, а облако – племянник.   Природа их дом. Они везде чувствуют себя в безопасности. Они редко отдают предпочтение тому или другому.

Взгляд у них спокойный, прямой и доброжелательный.

Примеры: Ганди, мать Тереза, Святой Франциск Ассизский, Руми Гурджиев Сенека многие мистики и мудрые люди.
В   настоящее   время   нет стран со значительным количеством почтенных старцев среди общего   населения.   Тем   не   менее есть сообщества, где их можно отыскать. Они, вероятно, составляют менее одной тысячной части процента от общего населения планеты.

Седьмая стадия: учитель

Возраст: абсолютно неограничен.  Эти люди кажутся имеющими более чем преклонный возраст.

Мировоззрение:    Учитель  не воспринимает двойственности.  Для него не существует понятий «я» и «ты». Все является единым и наилучшим в своем проявлении. Учитель стремится к тому, чтобы каждый вспомнил   о   своей истинной сути, потому что он воплощает   в   себе   все   человечество.    Учитель не имеет личных дел.

Способности: учителя   обладают сверхъестественными способностями.   Они способны явить чудеса. Усилием воли они могут приостанавливать действие на них законов физического мира.

Мысли и эмоции: мастера обладают абсолютной телепатией. Они знают будущее.  Они способны читать мысли и излучают всеобщую любовь.

Акцентирование внимания: просвещение.

Деятельность: обучение, целительство, явление собой   модели   поведения, образа жизни. Они дают ответы   на   вопросы, преподнося их притчей, иносказательно. С раннего возраста они способны выполнить любую работу.

Ценности: мир   гармония, любовь, уравновешенность, экстаз, единение, доброта, сострадание, сила.

Никакой физический объект не является для них мотиватором.

Отношения: «все мы связаны друг с другом». Учитель все воспринимает как себя самого. Он не имеет каких бы то ни было отношений, поскольку не воспринимает  отделенное.  Есть только общее  «я».

Примеры: Иисус Христос, Будда, Кришна, Лао  Цзы.
Не существует стран с населением, обладающим такими чертами.   Присутствие учителей представлено единичными примерами, отмеченными в истории различных частей нашего мира.